Темы семинаров:
1. Семинар по теме «Основные психологические проблемы детей, переживших разрыв с семьей» Когда родители берут в семью приемного ребенка, они хотят для него самого хорошего. Помочь, дать душевное тепло, утешить. Вырастить хорошим человеком. И дети, живущие в детских домах, тоже хотят иметь свой дом и свою семью. Почему же тогда так трудно все складывается в отношениях, а иной раз и не складывается совсем? Родители в отчаянии спрашивают себя "Что я делаю не так?", а ребенок думает "Это все потому, что я - плохой". Но правда, как всегда, пребывает не в крайностях. Существуют закономерности, проявляющиеся в жизни любой приемной семьи. Как определить истинную причину трудного поведения своего приемного ребенка, сориентироваться в истоках его или ее конкретных проблем для того, чтоб лучше помочь?
Задача семинара "Психологические проблемы детей, переживших разрыв с семьей" - определение этих самых "основных источников".
Как сказывается утрата родной семьи и жестокое обращение с ребенком на его поведении, что такое диспропорции в развитии и чем они отличаются от "умственной отсталости", что такое нарушения привязанности и негативные модели поведения - все эти вопросы очень важны для понимания того, что происходит с ребенком в приемной семье, и как помогать ему и себе в трудных ситуациях.
Очевидно, что в рамках одного семинара разрешить все эти вопросы невозможно, поэтому мы предполагаем цикл тематических встреч: "Формирование привязанности и ее нарушения", "Как помочь ребенку справляться с утратой" "Идентичность и работа с жизненной историей". "Трудности в образовании и школьной адаптации" и пр.
2. «Первый раз в первый класс – приемный ребенок идет в школу» Каждый родитель, родной или приемный, хочет своему ребенку добра. И старается приложить максимум усилий для того, чтоб ребенку было хорошо. Чтоб он или она выросли умными, добрыми и нашли свое место в жизни. «Место в жизни» обычно означает способность адаптироваться в обществе, т.е. получить образование, освоить какую-либо профессию, и уметь ладить с людьми. И школа, по идее, как раз и создана для того, чтобы дети получали там необходимые знания и умения - как в образовательной сфере, так и в социальном общении. Но поскольку «набор знаний» и методы обучения являются «стандартными», то дети с особыми потребностями, не умеющие быстро «вписаться» в систему общих правил, сталкиваются с огромными трудностями в процессе школьного обучения. И для семей с приемными детьми образование становится очень серьезным испытанием на прочность. Потому что неуспехи наших детей зачастую воспринимаются как проявление нашей родительской несостоятельности. А школа – это место, где нас постоянно оценивают... На семинаре, посвященном этой теме, мы постараемся обсудить весь спектр вопросов, касающихся темы школьной адаптации - как правильно оценить образовательный потенциал ребенка, как дозировать учебную нагрузку, как строить отношения с родителями одноклассников и учителями, как реагировать на конфликты ребенка в школе...
3. «Адаптация ребенка в приемной семье. Риски, проблемы, закономерности. Как сохранить ребенка в семье и сохраниться самим. Проблема возвратов» Люди, желающие принять ребенка в семью, обычно полны благих побуждений и ответственности в своем намерении помочь ребенку обрести дом и любящих взрослых. Дети, оставшиеся без семей, в свою очередь ждут новую семью как средство исцеления от одиночества и покинутости, с надеждой на то, что в их жизни все еще будет хорошо. При этом вне зависимости от индивидуальных особенностей детей и семей существует четкая динамика в процессе простраивания отношений между заботящимися взрослыми и ребенком. Опыт показывает, что адаптация ребенка к новой семье происходит примерно в течение года, и условно делится на три стадии. • С какими трудностями могут столкнуться семьи на каждой из этих стадий, • каковы объективные и специфические риски в процессе «вживания» ребенка в новой семье, • почему дети зачастую провоцирую возврат, • и вообще, почему же это такой трудный процесс – формирование взаимного доверия и прочных отношений между приемной семьей и ребенком; • к чему быть готовыми и как помочь себе и ребенку в процессе преодоления трудностей, • что чувствуют дети в результате «вторичного возврата» и что испытывают родители, вернувшие детей в детский дом, • как помогают специалисты служб сопровождения, работая с приемными семьями в кризисных ситуациях, чтобы сохранить ребенка в семье –
Все эти вопросы мы будем обсуждать на семинаре
4. Семинар по теме «Идентичность» Дети, потерявшие семью,начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей - тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному: кто-то из них становится замкнутым и безучастным, кто-то агрессивным, заметно хуже учатся и плохо себя ведут.Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к снижению социального и психологического статуса. С утратой собственного дома и основных жизненных ориентиров (семья и ближайшее окружение) у ребенка нарушается восприятие себя и собственной жизни – оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение собственной неадекватности. И помещение в новую семью этот внутренний конфликт не решает, а наоборот, усиливает, становясь скрытым источником многочисленных поведенческих проблем приемного ребенка. Как помочь своему приемному ребенку формировать целостное представления о себе, когда он или она задается вопросами «Кто я? чей я?», «что такое «семья» и сколько бывает мам?» и пр. • Как помочь себе и ребенку справиться с трудными чувствами относительно его/ее прошлого, принять их жизненный путь и поддерживать способность к позитивным изменениям. • Как работать с жизненной историей своего ребенка, как принять его чувства в отношении кровных родственников, говорить ли ребенку о том, что он – приемный, если был усыновлен в младенчестве.... Эти и другие вопросы мы обсудим на семинаре «Идентичность»
5. Семинар по теме «Утрата: как помочь ребенку и себе » Переживание утраты неизбежно в жизни каждого человека. И по мере взросления мы учимся справляться с трудными чувствами и той болью, которую причиняет потеря близких людей и значимых отношений. Дети, чьи родители лишены родительских прав, переживают двойную жизненную травму: с одной стороны, это плохое обращение в родной семье и негативный жизненный опыт, с другой – сам факт разрыва с семьей. Такую вынужденную разлуку ребенок воспринимает почти как смерть своих родителей. Традиционные представления о том, что дети «маленькие, ничего не понимают», что «им все равно» и «они быстро все забудут» - ошибочны. Дети точно так же, как и взрослые, чувствуют боль утраты близких отношений, но у них гораздо меньше возможностей защищаться, по сути – только один: стараться не думать о том, что с ними случилось. О том, каков естественный ход процесса переживания утраты, как помогать другому человеку – маленькому или взрослому - в это трудное время, что можно сделать или наоборот, чего делать не стоит, когда сталкиваешься со «странностями» в поведении, агрессией или суицидальными намерениями у горюющего человека, - об этом мы поговорим на ближайшем семинаре, который состоится (ДАТА)
6. Семинар по теме «Книга жизни» Знание о своих предках и своей семье - «чувство корней» - помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути. Особенность прошлого детей из неблагополучных семей состоит во фрагментарном характере, «выпадении» целых периодов жизни – некоторые из них дети не помнят в силу раннего возраста, а некоторые «вытеснены», как что-то ужасное. Установление хронологической последовательности событий жизни ребенка, постепенное заполнение «пробелов» путем воссоздания утраченного и выявления неизвестных фактов, осмысление и переоценка значимых (в том числе негативных) ситуаций, поиск положительного ресурса в судьбе ребенка – основные задачи такой работы. Формирование у детей представлений о себе и своей жизни всегда зависит от позиции близких взрослых. Только они могут помочь ребенку разобраться с «трудными» вопросами, сформировать адекватное, последовательное и максимально позитивное представление о прошлом. Дети, оставшиеся один на один с мучающими их вопросами, находят или придумывают такие ответы, которые зачастую хуже и вреднее, чем правда – тем более та правда, которая разделена и смягчена сочувствием взрослых. • Как собирать информацию о ребенке, • как обходиться с негативной информацией • стоит ли вообще говорить с ребенком о том, что он/она приемный ("Тайна усыновления") эти и другие вопросы, волнующие приемных родителей относительно прошлого их детей, мы будем обсуждать на семинаре, который состоится........(числа) в..........(место)
7.Семинар «Привязанность и ее формирование у приемных детей» «Я никому не нужен», «Я – плохой ребенок, меня нельзя любить», «На взрослых нельзя рассчитывать, они бросят тебя в любой момент» - это убеждения, к которым в большинстве своем приходят дети, покинутые своими родителями. Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это - жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей постарше нарушается процесс развития. • Какова роль привязанности в личностном формировании и социализации • Как нарушается способность устанавливать и поддерживать близкие отношения с людьми у детей в зависимости от разных видов перенесенной ими депривации или насилия • От чего зависит способность ребенка к эмоциональному восстановлению и как могут помочь взрослые (родители и специалисты) в развитии привязанности у своих детей... Обсуждению этих вопросов посвящен данный семинар
8. Семинар «Диспропорции в развитии» Человек – целостное создание, и благое пожелание А.П.Чехова о том. что «все в нем должно быть прекрасно» вполне логично. Потому что «прекрасной» одна сфера жизни в отрыве от других быть не может. Социальное поведение человека неразрывно связано с его интеллектуальным и эмоциональным развитием, моральная сформированность определяется опытом привязанности и социальным научением, а способность контролировать себя зависит от психофизического развития... Понятие «возрастной нормы» отражает средний, обычный уровень достижений в развитии к определенному возрасту у детей. Это все то, что ребенок умеет делать, знает, способен понять и выучить, как общается с людьми, оценивает себя и насколько ему удается управлять своим поведением. Неблагополучная жизнь в родной семье и разлука с этой семьей нарушает естественный поступательный ход развития у детей. Но проблема таких детей не просто в «отставании», а в неравномерной сформированности разных сфер их внутренней и внешней жизни. В социальном плане такие дети могут значительно опережать сверстников, умея общаться с людьми «как взрослые» и зная о жизни то, о чем их сверстники и не догадываются. Их потенциальные интеллектуальные возможности бывают вполне соответствующими возрасту, однако негативная учебная мотивация приводит к тому, что ребенок не учится. Моральное развитие может соответствовать дошкольному возрасту, а эмоциональные потребности нередко «застревают» на младенческом уровне. • С чем связана сильная вариативность в диспропорциональном развитии у разных детей • Как работать взрослым над восстановлением диспропорций в разных сферах, чему уделять внимание в первую очередь • Почему многие проблемы исчезают с попаданием ребенка в любящую семью с течением времени • Что могут сделать родители и в чем нужна помощь специалистов Эти и другие вопросы мы будем рассматривать на семинаре.......
9. «Подростковый возраст у приемных детей» Специалисты сравнивают подростковый возраст со вторым рождением. В определенном смысле это действительно так. «Физиологическая революция» с полной перестройкой иммунной и гормональной систем приводит к утомляемости и неуравновешенности, а внешность «милого ребенка» меняется на угловатость и нескладность «гадкого утенка». В личностном развитии детей также происходят серьезные изменения. Подобно тому, как в момент рождения происходило физическое отделение ребенка от матери, так в подростковом возрасте происходит психологическое отделение ребенка от семьи, эмансипация. И, как при рождении на свет, процесс этот довольно трудный и болезненный для всех участников – и для родителей, и для самого подростка. У приемных детей переходный возраст осложняется актуализацией старых травм, связанных с кровной семьей, и двойственным отношением к самостоятельности • Каковы особенности подросткового возраста у приемных детей • Как формируются представления о себе, своей личности у детей, переживших разрыв с кровной семьей • Почему дети могут захотеть увидеть своих кровных родителей и как вести себя в этой ситуации приемным родителям или воспитателям в детских домах • Нежелание учиться, побеги, воровство Все эти вопросы, касающиеся воспитания приемных подростков, мы будем обсуждать на семинаре ....
_________________ БОО РТ "Детям" Присоединяйтесь! Вместе мы сможем больше!
|