Оставьте пожалуйста Ваше мнение.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходима комплексная психолого-педагогическая помощь. К работе с семьей, имеющей больного ребенка или ребенка-инвалида, следует подходить с гуманистических позиций, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития. Современные гуманистические подходы к воспитанию и адаптации в социум детей с проблемами в развитии предполагают активное участие семьи в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим обеспечение и реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важных задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-социальной помощи в дошкольный период позволит обеспечить коррекцию недостатков ребенка, улучшить его развитие, обеспечить его социальную адаптацию. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Решение проблемы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями видится в открытии в каждом детском саду нашего города специализированной группы для детей с ограниченными возможностями «Особый ребенок». Цель создания группы - оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям, воспитывающим детей с нарушением в развитии, адаптация детей в социуме и социума к таким детям. В г.Казани существует пример создание детского учреждения для детей с ограниченными возможностями - это детский сад в Реабилитационном Центре «Здравушка», но и в данном центре нет возможности оставить ребенка одного если он (ребенок) не может сам передвигаться. Посещать Центр семьи с детьми-инвалидами могут не более двух раз в год продолжительностью по два месяца. А ведь это очень мало для таких особенных деток. Можно также назвать группы в одном из детских садов Авиастроительного района, но и там такое условие приема - ребенок должен быть самостоятельным. Для родителей детей с ограниченными возможностями возникает дилемма: если ребенок будет самостоятельным нужно ли его вести через весь город в этот детский сад, не лучше ли его отдать в обычный садик, где он будет воспитываться вместе с обычными детьми. Общеизвестно, что семья, где появляется ребенок с ограниченными возможностями, переходит в разряд семей, в которых отец уходит из дома и мать воспитывает ребенка одна. Мать не имеет возможности выйти на работу, поэтому весь доход - это пенсия ребенка. Существование детских садов для детей с ограниченными возможностями, в которые бы принимали не только детей с ограниченными возможностями и навыками самообслуживания, но и таких детей, которые не могут самостоятельно сидеть, ползать, ходить, решало бы проблему занятости, дохода и как следствие семейного благополучия. Даже если женщина имела возможность выхода на работу пусть даже на неполный рабочий день. В соответствии со стадиями и диагнозом заболевания предположительно в группе может быть не более 8 человек, 3-4 из них с тяжелой формой заболевания ДЦП. В этом видится и воспитательный момент: «тяжелые» дети «тянулись» бы за остальными, процесс их реабилитации проходил бы намного быстрее. Для детей с тяжелыми двигательными нарушениями в работе используются вертикализаторы. Для формирования необходимых двигательных навыков и контроля нагрузки на опорно-двигательный аппарат использует тренажер Гросса. Детский сад кроме вышеназванных аппаратов мог бы стать площадкой для разработки новых технологий и методик во восстановлению двгательрной активности детей с нарушениями в развитии. К дополнительным услугам в детском саду «Особый ребенок» можно отнести и наличие автобуса, на которым детей доставят в детский сад специально подготовленными для работы с данной группой детей социальные работники. К техническим характеристикам помещения можно отнести следующие: - каждая группа имеет помещения, в которых оборудованы учебная и игровая зоны, просторные спальные комнаты; - все группы имеют в своем распоряжении современные развивающие игры, техническое оборудование, материалы для творчества и физического развития; - созданы все условия для музыкального и физического развития детей; - бассейн; - зал ЛФК оборудован всем необходимым для помощи детям с ограниченными возможностями в здоровье. Педагогический коллектив состоит из учителей-дефектологов, учителей-логопедов, воспитателей, нянечек, музыкального руководителя, психолога, старшего воспитателя и заместителя директора по коррекционной и воспитательной работе. Например, воспитатели проводят занятия с детьми по изобразительному искусству, творческой деятельности, конструированию, физкультуре, знакомят с окружающим миром, учат детей самообслуживанию и игре. К основным направлениям в работе с детьми с ограниченными возможностями относятся: 1.Дефектологическая помощь 2. Логопедическая помощь 3. Облегчение средовой адаптации 4. Функциональная диагностика 5. Лечебно-диагностическая работа 6. Игротерапия нарушений поведения 7. Коррекционное обучение и воспитание 8. Психологическая помощь 9. Нейропсихологическое исследование 10. Лечебная физкультура и массаж Основной технологией работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка с использованием игровых методов для проведения психокоррекции. Получение ребенком квалифицированной помощи психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме, социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья - одна из основных целей взаимодействия психолога с семьей. Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями включает: • Изучение личность ребенка и его родителей, системы семейных взаимоотношений. • Анализ мотивационно-потребностной сферы ребенка и членов его семьи. • Формирование у детей навыков общения со сверстниками в процессе совместной деятельности. • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, навыков эмоционально-волевой регуляции поведения. • Формирование и стимулирование сенсорно-перцептивных, интеллектуальных процессов у ребенка. • Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс. • Развитие коммуникативных навыков в процессе совместной деятельности детей и взрослых, актуальных форм сотрудничества взаимодействия с семьей. Под психологическим сопровождением подразумевается система профессиональной деятельности, куда включены взаимосвязанные компоненты, направленные на создание специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка: 1. создание социально- психологических условий для эффективного психического развития в группе кратковременного пребывания; 2. систематическая психологическая помощь детям с нарушениями в развитии, в виде психокоррекции, психологической поддержки; 3. систематическая психологическая помощь родителям и родственникам детей с проблемами в развитии в виде консультирования, бесед, обсуждений; 4. организация жизнедеятельности ребенка в группе с учетом его психических и физических возможностей. Основные этапы процесса психологического сопровождения 1 этап • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи. • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка. • Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития. • Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи). 2 этап • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий. • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения). • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком. • Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми («Праздник семьи», «Новый год», «8 марта», «Дни рождения», «День матери», «Осенний праздник»). • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей. 3 этап Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения. Принципы работы с детьми с ограниченными возможностями: Работа с «особыми» детьми и их родителями должна быть построена на следующих принципах: 1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. 2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). 3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. 4. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка. В работе с детьми с ограниченными возможностями надо стремиться использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, включающую обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и дома. Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями: • Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая деятельность. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей. • Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр становится драматизация, что также является мехаизмом коррекции эмоциональной сферы ребенка. • Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна. • Песочная терапия – занятия проводятся с применением центра песка и воды. • Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Например, игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». • Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и других творческих формах работы с ребенком. Основная задача заключается в развитии самовыражения и самопознания ребенком своего «Я». Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули, представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности. Формы и методы работы с родителями: • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас. • Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. • Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. • Деловые игры. • Проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
Задача - помочь родителю не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помочь ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально-волевую сферу. В городе Казани существует детский психоневрологический санаторий, расположенный на ул.Чишмяле, дом 7,в который принимают детей с ограниченными возможностями, но там нужно оставить ребенка на 2 месяца, а у родителей не будет возможности с ним пообщаться. И очень часто такой режим реабилитации родителей пугает, и не каждый родитель готов психологически оставить на лечение несамостоятельного ребенка. Существование группы дневного пребывания снизили бы психологический порог страха за ребенка у родителей и скорее всего родители бы, не раздумывая, приводили в группу детей. Создание групп дневного пребывания для детей с ограниченными возможностями требует отдельного финансирования, которое могло бы обеспечиваться не только за счет государственного обеспечения, также частично родителями и средствами благотворительных фондов. Создание групп для «особых» деток решило бы множество проблем семьи и ребенка. Такие группы в детских садах намного бы облегчили жизнь родителям, а, самое главное детям. Ведь дети с ограниченными возможностями в скором времени подрастут и будут жить в обществе. А когда такой ребенок находится в семье, и никого кроме своей семьи не видит и ни с кем не общается,то его адаптация к обществу будет происходить намного тяжелее. Вовремя проведенная реабилитация и создание всех условий для обучения навыкам самостоятельной жизни, начиная с детского возраста в группах дневого пребывания в обычном детском саду-самое действенное решение проблемы адаптации ребенка и семьи, их благополучного существования в социуме.
_________________ Главное верь в невозможное и оно станет возможным!!!
Последний раз редактировалось БСА Ср май 18, 2011 12:50, всего редактировалось 5 раз(а).
|