Совместные покупки
Доставка по Казани стала еще дешевле.

Оформляйте Яндекс доставку по Казани за 119 рублей и получайте заказы в ближайшем пункте выдачи Яндекс маркета. Подробнее.

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 31 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт окт 20, 2009 06:27 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
часто случается, что кто-то, увы, умирает в семье.
и возникает вопрос о смерти.
да и в сказках, куда не глянь-смерть.
Смерть так же естественна как и жизнь. все имеет свой конец.
как же говорить об этом с детьми?
для начала пример терапевтической сказки на тему смерти.
Мне кажется, её можно распечать как книгу. ДАже можно самим с ребенком пару картинок нароисовать.

Цитата:
"Капелька" (терапевтическая сказка)
Метафора, объясняющая ребенку, что такое смерть, что такое движение жизни в природе и как нам, взрослым, можно бережно и светло рассказать об этом нашим детям. В конце метафоры вы можете найти план ее составления и интерпретацию.


Вступление
Наши дети задают нам вопросы. И каждый детский вопрос очень важен для маленького человечка, ведь каждый наш ответ – это новый шаг ребенка в познании мира. Вот только отвечаем на эти вопросы мы по-разному: в зависимости от того, есть ли у нас сейчас время объяснять и что, на наш взгляд, из всего, что мы могли бы рассказать, малыш сможет понять. Поэтому, если нам кажется, что ответ на вопрос чересчур сложен, мы зачастую пытаемся ответить шуткой или коротким примитивным объяснением, а если проблема малыша вызывает у него тревогу – старательно отвлекаем, переводя его внимание на что-то другое. Но вопрос-то остается на бессознательном уровне, ответ не получен и проблема не решена!

Все мы пытались рассказать своим детям, откуда берутся горы, почему Земля не падает, почему днем светит солнце и куда под утро девается луна. Почему, почему, почему… И на каждый такой “Почему?” необходимо выдавать малышу полное и понятное “потому что…”. А если вопрос связан с тревогой малыша, то надо не просто ответить, но и успокоить ответом.

Не так давно у нас был такой случай. Умерла моя собачка. И мой мальчишка никак не мог понять, почему она лежит недвижима и не дышит. Я, как могла на тот момент, объяснила ему, что произошло. Потом мы вместе закопали ее, соорудив что-то вроде холмика, и посадили цветочки. При этом мы разговаривали о том, что наша Ладушка будет жить в наших сердцах и мы всегда будем о ней помнить. Все это отвлекло его от грустных мыслей. Прошло несколько дней, и малыш не вспоминал о происшедшем. Но по прошествии примерно полугода он вдруг начал разговоры о смерти. Он говорил о том, что боится умереть, спрашивал меня, зачем он родился, если все равно умрет. Я старалась не обсуждать с ним этот вопрос, полагая, что это не та тема, на которую стоит разговаривать с маленьким ребенком. Я отвечала ему, не как полноценному Человеку и Личности, коими каждый из нас является буквально с первых секунд своего рождения. Я просто его успокаивала, рассказывая сказки про молодильные яблочки, живую и мертвую воду и потихоньку переводила разговор на другую тему. Увы, это было моей ошибкой! Сказки, подтвержения правдивости которым он ни разу не встречал за все 4 года его жизни, не могли удовлетворить его потребности понять то, что он видел собственными глазами. Проходило немного времени, и он снова возвращался к этой теме. И его тревога возрастала. Он не получал ОТВЕТА!!!

Дорогие мамы и папы! Вспомните свое детство, вспомните свои ощущения приятной внутренней уверенности, когда, будучи маленьким человечком, вы чувствовали себя компетентными в интересующих вас вопросах! И вспомните ощущения неудовлетворенности от полученных от взрослых ответов, когда в душе поселяется растерянность и обида. “ Я хочу не такой ответ!!! Я уже большой и все понимаю!!!” – так однажды с горечью в сердцах выкрикнул мне мой 4-х летний сын, когда я не смогла внятно ответить на его вопрос. Он видел мою растерянность и чувствовал: то, что я ему рассказала – это далеко не все, что я сама знаю на эту тему. Тогда я стала рассказывать ему более подробно и, видимо, совсем непонятно. И тогда мой маленький мудрый человечек просто подсказал мне, как я должна была ему ответить. Он спросил меня: “Мамочка, а на что это похоже?”

И тогда у меня родилась эта метафора.

В виде сказки, рассказанной на ночь, содержащая в себе большое количество скрытых команд на спокойствие, уверенность, радость и одновременно дающая полный и доступный ответ на вопросы ребенка, эта метафора дала прекрасный терапевтический эффект. Может быть, она поможет и вам в общении с вашим ребенком на эту сложную для объяснения тему?

Сказка для Сашеньки на ночь
Эта история началась летом. Как-то раз, после жаркого солнечного дня, наступил теплый летний вечер, и все цветочки на полянке сложили вместе свои лепесточки и уснули. И протекавшая рядом речка, казалось, тоже решила вздремнуть - она журчала тихо-тихо, и даже громогласные лягушки и звонкие сверчки - эти ночные певцы - квакали и стрекотали тихо, просто наполняя влажный воздух ровным звуком. На полянку и речушку опустился туман. Спокойствие и умиротворение царило на земле, давая возможность отдохнуть и набраться сил всем, кто лег спать. Луна призрачно просвечивала бледно-желтым светом сквозь влажную пелену тумана. Ее контуры были расплывчаты и обманчивы. Спать…. Спать…. - вдыхала ночь.

Затем настало утро. Первые радостные лучики солнца разорвали туманную завесу, и туман начал таять, оседая ни листве, траве и в чашечках цветов капельками росы. Так в одном из цветочков родилась Капелька. Она перекатывалась в серединке цветочка, с любопытством смотрела вниз на землю сквозь лепестки и смеялась, радостно звеня. И цветочек тоже смеялся - ему очень нравилось, что в его серединке блестит Капелька.

Солнце поднималось выше и грело все сильнее. Становилось жарко.

- Как красиво я сияю в солнечных лучах, - радовалась Капелька.

- Спрячься от солнца, а то ты погибнешь, - волновался цветочек - солнышко высушит тебя и ты исчезнешь!

Капелька не послушалась. Солнечный лучик попал на Капельку, она становилась все меньше и, наконец, исчезла.

- Моя капелька пропала, она умерла! - расстроился цветочек. И все другие капельки, которые были в других цветочках, испуганно зазвенели: “Умерла!.. Умерла!..”

А Капелька и не умерла вовсе. Она превратилась в пар. Просто другие капельки не знали этого и не узнают, пока сами не превратятся в пар. И вот наша капелька в виде маленького туманного облачка поднималась на небо. А рядом с ней поднимались другие облачки, которые тоже когда-то были капельками. Чем выше они поднимались, тем становилось холоднее, и туманные облачка теснее прижимались друг к другу, чтобы согреться. В результате из них получилось большое облако. А капелек-облачков становилось все больше и больше. И в конце концов на небе родилась большая грозовая туча.

Подул ветерок, и туча загородила собой солнце. “Что происходит, что с нами будет?” - волновалась наша Капелька и другие капельки-облачки вместе с ней. Стало совсем холодно, и Капелька вдруг увидела, что другие туманные облачка опять превращаются в капельки! Те, которые были тяжелей, стали протекать сквозь тучу, отрывались от нее и падали вниз, на землю. Капелька почувствовала, что она тоже становится просто капелькой, становится тяжелей и тяжелей… “Мне страшно! Я погибну!” - испуганно закричала Капелька и тоже оторвалась от тучи. “Они умерли…умерли…”- испуганно шептали оставшиеся капельки, из последних сил держась за тучу. “Я умираю”, - говорила туча, и становились все меньше и меньше, рассыпаясь капельками дождя.

А наша Капелька летела по воздуху на землю вместе с другими оторвавшимися капельками и слушала их разговоры. “Кап, кап, кап, - говорили капельки - мы дождинки, мы делаем дождик!” “Это приятно - быть дождинкой, и совсем не страшно!” - радостно подумала Капелька, и в груди ее поднимался вихрь восторга. Но долго радоваться ей не пришлось - она звонко шлепнулась на землю. “Ой!” - вскрикнула она. “Надо говорить кап!” - поправила ее другая капля. Кап-кап-кап… приземлялись рядом другие капельки. Их становилось все больше, больше -и на земле родился ручеек. “Мы сделали свой ручеек!” - радовались капельки. Они бежали наперегонки, толкались и смеялись, и Капелька бежала и смеялась вместе с ними. И ручеек бежал по земле и звонко журчал… Пока не влился в речку. Умер? Нет! Много-много ручейков сливаются вместе в один поток, и так рождается речка. И одной из капелек воды в этой речке была наша Капелька. Она солидно и серьезно текла в общем потоке с другими капельками - ведь в речке не положено бежать и толкаться, как в ручье. И она ощущала собственную важность в этом общем процессе и очень собой гордилась. И солнышко светило на речку своими горячими лучами.

И так случилось, что Капелька опять попала под солнечный лучик, испарилась и превратилась в облачко пара. “Умерла…Умерла!…” - испуганно шептали другие капельки в речке. Но мы-то с тобой уже знаем, что она не умерла, а просто перешла в другое состояние. И она с радостью проделала уже знакомый ей путь без тени страха или сомнения. С такими же испарившимися капельками они опять создали тучку и вновь пролились дождиком на землю.

Капелька летела вниз с другими дождинками и собиралась вновь бежать ручейком и веселиться, но вдруг почувствовала, что шлепнулась на землю и провалилась под землю. “Ой!” - испугалась капелька, а другие капельки, которые не протекли под землю и образовали ручеек, испуганно зазвенели: “Умерла…Умерла!…” Ведь Капельки уже не было с ними и они не знали, что с ней стало, во что она превратится… Как часто незнание порождает страх!

А Капелька протекла глубоко под землю. Там было темно, много корней от растений и деревьев и течь было очень неудобно. Поэтому она остановилась и стала ждать - что будет. И вдруг Капелька почувствовала, что ее кто-то пьет. Она оглянулась - и увидела тоненький корешок, который прикоснулся к ней и тихонько выпивал ее водичку. “Ее пьют, она умирает…”- говорили друг другу другие застрявшие в земле капельки. А корешок выпил капельку до конца, и она побежала по стебельку растения, став его соком. “Вот это да! - удивилась Капелька. - Я теперь цветочек!” Да, Капелька стала теперь жить внутри цветочка. Горделивое спокойствие поселилось в ее сердечке - она стала частью прекрасного создания природы. Так она провела все лето. Настала осень. Цветочек стал увядать, его мочили дожди, трепал холодный осенний ветер. Цветочек лег на землю, и Капелька снова вернулась в землю. Она приготовилась вновь сидеть и скучать в земле, и ждать, когда ее выпьет какой-нибудь цветок или деревце, но дожди размочили землю, в ней собралось очень много капелек. Все вместе они опускались все глубже и глубже, и, в конце концов, родили под землей свой собственный подземный ручеек. Так Капелька узнала, что бывают подземные ручейки и даже подземные речки. Капелька много путешествовала под землей, перетекая из одной подземной речки в другую. Она узнала, что бывают подземные пещеры и даже подземные озера в этих пещерах.

Но однажды подземная речка вынесла Капельку на поверхность земли. Последние осенние лучи солнца погладили Капельку и она вновь испарилась и поднялась в тучку. На этот раз Капелька долго путешествовала в тучке по небу. А на земле в это время наступила зима. И вот однажды Капелька вновь почувствовала в своей тучке, что она становится тяжелой. Она сползла на край тучи и бесстрашно спрыгнула вниз. “Да здравствует дождик! Ура!” - закричала она. Но когда она полетела вниз, то почувствовала, как ей холодно. Капелька так замерзла, что сжалась и даже ощетинилась от холода - и стала снежинкой. И другие капельки вокруг тоже стали снежинками. Они стали легкими и кружились и порхали в воздухе, водя хороводы. “Какие мы стали красивые! Мы снежинки!!” - восторженно шептались они, медленно оседая на землю. А те капельки, которые еще остались на тучке и видели, как дождинки превратились в снежинки, со страхом шептали друг другу: “Посмотрите, что с ними стало, они, наверное, умерли!!!”

Наша Капелька-снежинка упала на крышу дома, который стоял на берегу реки. Той самой реки, в которой когда-то плавала Капелька. И Капельке захотелось похвалиться речке, какая она теперь красивая снежинка. Поэтому Капелька-снежинка подползла с попутным ветерком к краю крыши и взглянула вниз, туда, где протекала река. Но, о, ужас! Что стало с речкой?! Она не текла, как прежде, медленно и величаво, перетекая миллионами капелек. Она застыла, как стекло, скованная льдом. “ Наша речка умерла!” - шептались капельки-снежинки на крыше. Капелька готова была расплакаться, и остальные снежинки тоже. И когда лучик холодного зимнего солнышка коснулся снежинок, они все-таки заплакали и начали таять, вновь превращаясь в воду и стекая с крыши. Но была зима, было холодно, и они снова замерзли, застыли большой сосулькой, свесившейся с крыши. “Надо же, мы теперь, как наша речка!” - думали капельки-льдинки. Им очень хотелось обсудить между собой такое новое превращение - но ни говорить, ни шевелиться в сосульке они не могли. Им оставалось только молча удивляться и с любопытством наблюдать за тем, что происходит вокруг, вбирая в себя новый опыт.

Так и провисела сосулькой наша Капелька вместе с другими до самой весны. А весной солнышко нагрело сосульку и растопило ее. И капельки из сосульки весело закапали на землю, собираясь в ручейки. А ручейки бежали к реке. “Нам придется делать новую речку, ведь наша речка умерла” - говорили капельки в ручейках. Но речка тоже проснулась, ласково согретая весенним солнышком. Лед растаял, и соскучившаяся по движению река бурливо побежала меж берегов, принимая в себя все сбегавшиеся к ней ручейки. Дважды в год менялась речка, вся целиком превращаясь в лед зимой и в воду весной. Ей и не надо было испытывать так много чудесных превращений, которые постоянно происходили с Капелькой - у речки были совсем другие задачи в жизни, скучать ей было некогда. А капелька радостно кувыркалась в бурных весенних водах, умильно подставляя свои бока яркому весеннему солнышку и вспыхивая при этом искристым светом. “Надо же!” - удивлялась наша Капелька. - “Получается, что ничто не умирает! Все только изменяется и продолжает свое существование в новом виде! Это так здорово, и так интересно!”

Наступило лето. И снова потянулись ленивые жаркие дни. Вода в реке нагрелась, стала теплой. Было так жарко, что даже ночью, когда солнышко уходило спать и убирало свои горячие лучики, вода не остывала. И однажды ночью Капелька почувствовала, что ей слишком жарко и она не может больше быть в речке, ей хочется вырваться. И она вырвалась, превратившись в маленькое облачко пара. “Умерла…Умерла!…”- испуганно шептали ее юные соседки- капельки в реке. Но Капелька-то уже знала, что меняя свое состояние, она не умирает, а продолжает жить - в виде капли дождя, в виде снежинки, в виде сосульки, в виде облака или тучи. И каждое новое состояние замечательно по-своему, и каждое новое превращение чудесно необыкновенно!

А над рекой собирался влажный туман, закрывая от лягушек и стрекочущих цикад бледно-золотистое свечение луны. И Капелька была частью этого тумана. Она висела в воздухе туманным облачком, чтобы на утро проснуться капелькой росы в чашечке цветка. “Я уже была туманом…” - сквозь сон подумала Капелька.

Лениво квакали в ночной тиши лягушки и тихо-тихо журчала речка…

“Спать… Спать…. Спать….” - вздыхала ночь.

Проект психотерапевтической метафоры “Капелька”

Тема: страх смерти

Цель: не надо бояться того, чего не знаешь.

Собирательный образ: капля воды; круговорот воды в природе.

Встроенный контекст: Капелька уходит в другое состояние. Те,кто в этом состоянии остается, считают, что для них Капелька умерла. (Снежинка для капель воды).

Внушение: Смерти нет, меняется только состояние. Чтобы изменить состояние - надо покинуть тех, кто состояние менять не хочет.

Встроенные внушения: спокойствие;

уверенность в том, что все, что происходит - должно происходить;

смена состояний может приносить радость и удовольствие.

Поуровневое построение:

1.Сюжетная линия

2. Внушения

3. Переплетения




Волшебное кружево сказки.
Терапевтическая метафора в работе с детьми

“Чувство будит в нас мысль – с этим все согласны; но вот с тем, что мысль будит чувство, согласятся далеко не все, а ведь это не менее правильно!”

Шамфор.

Что такое метафора? Очень ярко охарактеризовал это понятие Г. Лорка. Он утверждал, что метафора есть “родная дочь воображения … рожденная порою в быстром всплеске интуиции, освещенная тревожной и медленной мукой предугадания”. Конечно, это не определение в том смысле, как мы привыкли это понимать, но сказано очень точно. Метафора – не новомодное слово. Это понятие “с бородой”, имеет греческое происхождение. Вот как определяет его В.Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка”: “Метафора – иноречие, инословие, иносказанье; обиняк; риторический троп, перенос прямого значения к косвенному…” А вот определение из “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова: “МЕТАФОРА. Толкование: оборот речи – употребление слов и выражений в переносном смысле, на основе аналогии, сходства, сравнения”.

Мы бессознательно используем метафоры в повседневном общении и зачастую обращаемся к ним, для более образного и яркого описания чего-либо, или чтобы лучше и доступнее что-то объяснить. Как знакомы нам такие выражения, как «Фонтан идей», «Острый язычок», «Мозговой штурм» и т.д. Метафора с одной стороны позволяет более точно и образно охарактеризовать предмет, процесс или явление, а с другой стороны она способствует более продуктивному и эффективному мышлению, давая работу правому полушарию мозга и, таким образом, открывая новые грани в процессе познания.

Эту функцию метафоры прекрасно иллюстрирует следующий отрывок:

“Гуи Дзы вечно говорит загадками,- как-то пожаловался один из придворных принцу Ляну.- Повелитель, если ты запретишь ему употреблять иносказания, поверь, он ни одной мысли не сможет толково сформулировать.”

Принц согласился с просителем. На следующий день он встретил Гуи Дзы.

“Отныне оставь, пожалуйста, свои иносказания и высказывайся прямо”, - сказал принц.

В ответ он услышал: “Представьте человека, который не знает, что такое катапульта. Он спрашивает, на что она похожа, а вы отвечаете, что похожа на катапульту. Как вы думаете, он вас поймет?”

“Конечно нет”,- ответил принц.

“А если вы ответите, что катапульта напоминает лук и сделана из бамбука, ему будет понятнее?”

“Да, понятнее”,- согласился принц.

“Чтобы было понятнее, мы сравниваем то, что человек не знает, с тем, что он знает”,- пояснил Гуи Дзы.

Принц признал его правоту.”

“Сад историй” (Ксиань и Янг, 1981)

/Отрывок взят из книги “Терапевтические истории для детей и их родителей”/

Кажется, что область применения метафор безгранична: в повседневном общении, в терапии, в конфликтологии, в обучении и воспитании… Правильно построенная и рассказанная терапевтическая метафора дает глубокий и стойкий эффект, ибо воздействие идет прямо на глубинные уровни психики, минуя сознательные ограничения и препятствия.

И на страницах этого журнала я хочу поделиться своим опытом работы с терапевтическими метафорами с детьми 3-8 лет. Почему именно этот возраст? В НЛП существует огромное количество техник, позволяющих работать практически с любыми проблемами. И для ребятишек постарше их вполне можно модифицировать соответственно их возрасту и интеллектуальному развитию. Но как рассказать маленькому ребенку про линию времени, части личности и пространственные якоря? Никак, потому что это и не нужно. Для работы с малышами существуют другие подходы, и целительная сказка – один из них.

Дети всегда открыты сказке. С ее помощью можно дать совет, помочь взглянуть на проблему по-другому, подтолкнуть ребенка к творческому поиску и попытке самостоятельно ответить на свои вопросы. Но бывают моменты, когда обыкновенной сказки становится недостаточно. И тогда на помощь приходит терапевтическая метафора.

Чем же отличается терапевтическая метафора от сказки? Сказка – это «повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка, 1997г.). Это сюжетное художественное произведение, цель которого – яркая описательность и богатая событийность.

Обратите внимание, как слушают дети искусного рассказчика. Они буквально «входят» в сказку, следуя в ней за своими героями, переживая вместе с ними радость, горе, страх и триумф победы. Дети одновременно слышат голос рассказчика, перед их глазами проходят на внутреннем экране образы и картины сюжетной линии рассказа, и они физически и эмоционально «проживают» все сюжетные перипетии. Таким образом в искусно рассказываемой сказке задействуются все основные репрезентативные системы – аудиальная, визуальная и кинестетическая. Этот факт надо учитывать при использовании терапевтических метафор в работе с детьми.

Терапевтическая метафора также имеет сюжет. Сюжет в метафоре – это как раз та часть, которая предназначена левому полушарию. И пока оно следует за разворачивающимися событиями, правое полушарие занимается поиском и разгадкой скрытого смысла. Это порождает в подсознании процессы, связанные с выстраиванием различных внутренних ассоциаций. В конечном итоге сознательные и подсознательные процессы накладываются друг на друга и порождают новое толкование и новую поведенческую реакцию. Происходят изменения и последующая простройка на логических уровнях ребенка. Таким образом, перефразируя слова Б.Брехта «Мы - это больше, чем я и ты», можно было бы сказать: «Терапевтическая метафора - это больше, чем логика и гипноз». Другими словами, терапевтическая метафора запускает в левом и правом полушариях мозга два параллельно происходящих процесса, в сумме дающих результат, превосходящий по эффективности последовательные воздействия на сознание (логически) и подсознание (посредством трансовых техник и гипноза).

Как же строится терапевтическая метафора? Создание метафоры похоже на создание цветного кружева, когда каждая нить играет строго назначенную ей роль в цветовой гамме и в общем рисунке.

И функцию одной из таких нитей выполняет сюжет. Сюжет в терапевтической метафоре должен быть созвучен проблеме, заявленной ребенком. Он должен быть близок ему, чтобы вызвать его заинтересованность, но не «зеркалить» настоящую ситуацию, так как в некоторых случаях это может быть воспринято ребенком как нравоучение и вызвать его бессознательное сопротивление. В терапевтической метафоре сюжет выполняет двоякую функцию: с одной стороны он позволяет присоединиться к реальной проблеме маленького пациента, а с другой стороны дает возможность отвлечь его сознание от непосредственно переживаемой им проблемы.

Следующая нить в этом метафоричном кружеве – это встроенные внушения и команды. Они искусно вплетаются в канву повествования, и их практически невозможно вычленить на слух. Они воспринимаются как части сюжета и не фиксируются сознанием. Таким образом, они получают прямой доступ в подсознание и гармонично встраиваются на соответствующих логических уровнях. Завуалированные сюжетным рисунком, внушения и команды оказывают мягкое, но сильное воздействие на психологические процессы.

Третья нить в волшебном кружеве – задействование репрезентативных систем. Этот аспект уже затрагивался чуть выше, когда речь шла об искусно рассказываемой сказке. В отличие от сказки, где «вхождение» в сюжет происходит самопроизвольно и зависит от «включенности» ребенка в события, в терапевтической метафоре задействование всех репрезентативных систем слушателя и их взаимное переплетение является важным условием эффективного воздействия. С одной стороны это способствует гармоничному и равновесному развитию ВАК-систем, а с другой стороны, через ведущие репрезентативные системы терапевт имеет возможность получить доступ к заблокированным репсистемам и активировать их.

И, наконец, последний этап в искусстве создания чудесной исцеляющей сказки – ее рассказывание. Здесь есть моменты, на которые необходимо обратить особое внимание. Во-первых, это подстройка под дыхание слушателя. Рассказывая метафору, терапевт постепенно замедляет темп и понижает голос. Он начинает «вести» слушателя, и у того вслед за снижением темпа речи замедляется дыхание и импульсы мозга, что способствует его погружению в транс. Встроенные внушения и команды в процессе рассказывания интонационно выделяются. Очень способствует «включенности» ребенка в рассказываемую метафору ее ролевое исполнение, когда помимо интонирования встроенных внушений интонационно выделяются ключевые сюжетные моменты. Голос, тембр и интонация являются ведущими моментами, если ребенок слушает метафору с закрытыми глазами. Именно интонационное богатство в этом случае является той основой, которая порождает богатство образов, возникающих на внутреннем экране ребенка, и ощущений. Если ребенок слушает сказку с открытыми глазами, в процесс рассказывания можно включить элементы пантомимы или ввести «героя» повествования в виде небольшой мягкой игрушки. Это будет способствовать тому, чтобы неустойчивое внимание маленького слушателя не отвлекалось на внешние раздражители.

Теперь, вооруженные знаниями о значении, построении и рассказывании терапевтической метафоры, попробуйте создать свою собственную метафору. И помните, что этот вариант работы подходит не только маленьким детям – он хорош для любого возраста. У Милтона Эриксона терапевтическая метафора была одним из основных элементов его работы.

Ирина Гаврилова

Мастер НЛП

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт окт 20, 2009 08:00 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср сен 03, 2008 09:38
Сообщения: 3182
Откуда: Адоратского(2й универсам)
aqwa, очень хорошая тема! очень нужная! ведь не просто с реальной смертью сталкиваются, в определенном возрасте ребенку просто становится все интересно, в том числе и про смерть!
у меня подруга беременная была, ее племянник 4хлетний спрашивал, что-то типа а что будет если ребенок умрет или просто не умрет ли он. К таким вопросам ведь надо быть готовыми! Чтоб хотя бы просто не испугаться.

На НЛП мы писали сказку, для ребенка который в носу ковыряет. Прикольно. Подруга ее модифицировала для дочки под ее проблему, очень хорошо сработало.
А у меня все никак работа не идет, в одиночестве видимо. В группе легче работается, все хочу сказок понаписать нлперских.

_________________
Карина (28.02.07) и Элина (21.10.13)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт окт 20, 2009 09:01 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
еще добвлю, что в этом возрасте дети воспринимают умер = ненадолго ушел. как в красной шапочке.

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт окт 20, 2009 23:43 
Не в сети
Элита
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 02, 2008 09:24
Сообщения: 490353
Откуда: Казань
Кать, а вот как объяснить, что умирать это плохо, не напугав? что не надо стремиться туда, в смысле на небо и тд...вот как это объяснить а((((. что обратно ведь не вернешься. я говорю, что мне будет плохо, потомучто она спрашивает. но так это все выматывает(((((((((((((((((

_________________
Вопросы по закупкам, пожалуйста, задавайте в соответствующих темах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср окт 21, 2009 08:33 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
ISHKA, у тебя у самой какое отношение к смерти, а?
мне когда было лет...ммм...ну недавно вобщем, я впервые сильно ощутила, что я не вечна. и стало страшно. по-настоящему.
пришел страх смерти.
меня не будет...во-о-бщеееее....жуть...
и тут я серьезно пересмотрела все свою жизнь.
и стала жить вообще по-другому. :hihi:
ценности
смыслы
взгляды
и теперь я понимаю, что смерть для меня не конец, а начало)))
про Дашу.
не знаю, есть ли у вас разговоры о смысле жизни и о предназначении человека. но мне кажется, оперировать тем, что ТЕБЕ будет плохо без неё...эгоистично)))
она же не твоя собственность...
прости за резкость.
Умирать не плохо и не хорошо. Это часть круга.
она пришла сюда решать свои задачи. А ты лишь должна дать её возможность их решить. Реализоваться.
Я часто Оле говорю о том, что жизнь впереди её ждет интересная!
Она спрашивает про своих детей. Я говорю, что будет столько, сколько хочет. она хочет 10))
Про мужа спрашивает. Я рассказываю про любовь. Про самого дорогого ей человека, который её ждет.
Про профессию. Что она может стать кем хочет! Хоть космонавтом, хоть дворником.
И т.д.
понимаешь, Оля так хочет всего этого, что пока про смерть и небо вопрос не стоИт.
Не знаю, буду ли я говорить через пару лет, о том, что неплохо бы жизнь прожить хорошо. Так что б и умирать не стыдно было)))))))
а сейчас то....тольок всего.....

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср окт 21, 2009 10:30 
Не в сети
Элита
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 02, 2008 09:24
Сообщения: 490353
Откуда: Казань
Цитата:
Она спрашивает про своих детей. Я говорю, что будет столько, сколько хочет. она хочет 10))
Про мужа спрашивает. Я рассказываю про любовь. Про самого дорогого ей человека, который её ждет.
Про профессию. Что она может стать кем хочет! Хоть космонавтом, хоть дворником.


Даша тоже этого всего ждет. говорит как она будет ко мне в гости со своими детками приходить(почему то говорит, что жить будет в др квартире), не со мной, но в одном доме). Как сына назовет, как дочку, Кем будет, пока остановилась на космонавте, причем уже давно. Как то папе по пути на работу рассказывала, что сначала садик, потом она пойдет в школу, потом в институт, а потом встретит мальчика самого хорошего и выйдет замуж.О стольком мечтает.
Но иногда....когда мы раговариваем о бабушке, она и сама часто завадит разговор, она начинает задавать такие вопросы. я боюсь, что она подумает, что можно там побывать, а потом вернуться...вот ткак то так
Цитата:
но мне кажется, оперировать тем, что ТЕБЕ будет плохо без неё...эгоистично)))

а как еще это донести? я и говорю, что там нас не будет...ну много всего)) :wacko:
а у меня самой? мне страшно, просто страшно, но я отгоняю эти мысли, вообще стараюсь не думать
Цитата:
и стала жить вообще по-другому.
ценности
смыслы
взгляды
и теперь я понимаю, что смерть для меня не конец, а начало)))

а поподробней можно)))

_________________
Вопросы по закупкам, пожалуйста, задавайте в соответствующих темах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср окт 21, 2009 11:35 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
ISHKA писал(а):
а у меня самой? мне страшно, просто страшно, но я отгоняю эти мысли, вообще стараюсь не думать

ISHKA писал(а):
умирать это плохо

ISHKA писал(а):
что не надо стремиться туда

ISHKA писал(а):
но так это все выматывает(((((((((((((((((

Инга, тебе самой надо разобраться как следует в проблеме смерти.
Возможнго, Даша, видя твою реакцию, еще больше проявляет интерес.
Тут всего полно. Состоние матери очень сказывается на ребенке. И страхти передаются молниеносно. Меня мама научила бояться собак. На мения ни разу не нападала собака, а я панически их боюсь. Вот он - материнский страх.
ISHKA писал(а):
а поподробней можно)))

Можно)) При личной встрече или в аське)))) Слишком уж тема такая....неоднозначная...

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср окт 21, 2009 11:49 
Не в сети
Элита
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт сен 02, 2008 09:24
Сообщения: 490353
Откуда: Казань
aqwa, жду встречи

_________________
Вопросы по закупкам, пожалуйста, задавайте в соответствующих темах.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пн янв 25, 2010 00:44 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт авг 29, 2008 21:20
Сообщения: 2938
Для нас тоже тема актуальная. У меня дочь спрашивает: "А как надо умереть, чтоб стать ангелом?" Не знаю что ответить((


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пн янв 25, 2010 08:05 
Не в сети
Мамочка-эксперт

Зарегистрирован: Сб сен 13, 2008 04:29
Сообщения: 2317
Откуда: Казань, Губкина 8927248240один
у меня тоже часто поднимаеттему смерти, но в каком -то ином русле
я пытаюсь ей объяснить, но она переодически возвращается к этой теме
даже не знаю чем это связанно или кем :wacko:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пн янв 25, 2010 09:06 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
Nelja писал(а):
А как надо умереть, чтоб стать ангелом?"

ну тут не умереть, тут жить надо правильно)))). Долго, хорошо жить, не злиться, помогать людям и пр. тогда, клогда придет время и дел на Земле больше не останется, станешь ангелом...лично я в это верю :)
liz_05 писал(а):
но в каком -то ином русле

в каком?

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пн янв 25, 2010 09:09 
Не в сети
Мамочка-эксперт

Зарегистрирован: Сб сен 13, 2008 04:29
Сообщения: 2317
Откуда: Казань, Губкина 8927248240один
Она очень своеобразно об этом говорит,
считает, что умирют только люди пожилые и в тоже время переживает, чтобы она сама, мы, родители, сестра , не умерли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пн фев 15, 2010 01:11 
Не в сети
Забежала на минутку
Забежала на минутку
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн фев 08, 2010 16:41
Сообщения: 71
Откуда: Габишева
Мой сын тоже часто об этом говорит, спрашивает, скоро ли я умру. Я отечаю, что нет, но точно этого никто не знает. А недавно к нам приходил мальчик, у которого мама год назад разбилась на машине. Я спрашиваю: Ты с кем живешь? - С папой, у меня мамы нет..- Я знаю, но ведь она всегда с тобой, она тебе снится?-Да....- Ты просто знай, что ты маму не видишь, но она всегда-всегда рядом с тобой". Ребенку важно дать инфантильную материнскую любовь, т.е. любовь просто так, это защита на всю жизнь. Нашим деткам важно знать, что даже если мы далеко - мы все равно рядом с ними. пусть незримо. Дети верят нам. Ни в коем случае нельзя орать на маленьких крох - они теряют все ориентиры, ведь мы для них добрые волшебники

_________________
Люблю жить!!! И с каждым днем все сильнее...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пт май 14, 2010 11:08 
Не в сети
Забежала на минутку
Забежала на минутку

Зарегистрирован: Ср окт 28, 2009 22:30
Сообщения: 48
хороший рассказ


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пн сен 27, 2010 23:07 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко

Зарегистрирован: Сб сен 18, 2010 20:04
Сообщения: 101
шикарно написано про капельку... я прям ощутила,прочитав рассказ такую гармонию и умиротворение,так все просто и естественно!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пт дек 24, 2010 17:41 
Не в сети
Балаболка

Зарегистрирован: Ср ноя 17, 2010 18:43
Сообщения: 1081
Когда умер мой папа, дочке было 6 лет. На похороны мы ее не брали - она была в садике. И до 9 дней я ей не говорила об этом. Папа умер в реанимации, дочка знала, что дедушка лежит в больнице. Поэтому вопросов от нее не было. А когда мы пришли на 9 дней. мне пришлось объяснить ей, что дедушка умер и мы его больше никогда-никогда не увидим. Когда человек умирает, то на небе загорается звездочка, вот дедушкина душа теперь на небе. Когда однажды вечером мы шли из садика (прошло месяца 2) дочка посмотрела на небо и говорит - смотри - вон видишь ту звездочку - это наверное наш дедушка Витя. Вспоминаю - плачу, м тогда расплакалась.

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вс фев 06, 2011 23:22 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко

Зарегистрирован: Пт янв 07, 2011 18:00
Сообщения: 191
aqwa, а как быть если ребенок ложится и говорит- Я умер. Я хочу умереть. Я ему объяснила что буду плакать. (Уяснила, что эгоистично). Рассказала, что люди потом живут на небе и уже к нам не спускаются. Как вести себя в этой ситуации?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пн фев 07, 2011 09:49 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
Lenok30 писал(а):
aqwa, а как быть если ребенок ложится и говорит- Я умер. Я хочу умереть

а какой возраст?
Вообще до лет так 4 - умер - это вышел на время куда-то. Как в сказке - ожила и стала краше, чем была :)
может, играют так в садике?
поддержать игру в стиле именно сказки. Типа - тут пришел (пришла) принц (принцесса), поцеловал (а) и т ы оживаешь :)

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт фев 08, 2011 14:18 
Не в сети
Вошла во вкус
Вошла во вкус
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт май 06, 2010 09:23
Сообщения: 472
Откуда: Дербышки
Когда умерла моя бабушка, племяннику было 4 года, ему сказали что она уехала в гости к родственникам в Питер. Прошло больше полу года... мы с ним сидели и смотрели старые альбомы, племяш увидил бабушкино фото и спросил "а когда она приедит?" у меня слезы стали наворачиваться, я ответила "не знаю, как нагостится там, так и приедит" А он тихо и уверенно так "знаю, я, умерла бабуся...." Пауза. Он быстро отвлекся на мультик. А я даже не знаю, как он догадался? Ведь ему никто не говорил.

_________________
Чудеса встречаются там, где в них верят! А чем больше верят, тем чаще они встречаются!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт фев 08, 2011 23:28 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко

Зарегистрирован: Пт янв 07, 2011 18:00
Сообщения: 191
Нам уже 6 лет. Но началось год назад. Я попробовала после слов о смерти рассказать историю про капельки, выше написанные. Ребенок отвлекся, стал умиротворенным что ли. В след. раз попробую с принцессой, может перестанет акцентировать внимание.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Пт июн 10, 2011 21:31 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко

Зарегистрирован: Пт апр 09, 2010 14:06
Сообщения: 107
Откуда: Казань, Советский-Вахитовский
Моей дочуре только в августе три будет, но соображает для своего возраста очень хорошо..
Два месяца назад папа у меня умер, т.к. от мужа ушла еще до рождения дочки, она его и не знает.А мой папа для нее был и дедой, и папой одновременно..Пыталась ей объяснить, что деда умер, теперь на небе живет..Так она к окну подбегает, голову поднимает и разговаривает, как будто с ним..Может, со временем забудет, но пока постоянно спрашивает..невозможно слушать это, слезы наворачиваются..но как трехлетнему ребенку объяснить смерть??


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср ноя 30, 2011 19:43 
Не в сети
Балаболка
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Чт янв 15, 2009 13:04
Сообщения: 1047
Откуда: г.Казань
Дочке 3,5 года. Мой папа умер до ее рождения, моя бабушка умерла, когда дочке был годик (она ее не помнит конечно). Я доче на фотографии показывала папу и бабулю и объяснила, что они живут на небушке. Так дочку настолько это впечатлила, что она постоянно меня спрашивает о них и боится, что мы с мужем умрем и улетим на небо. Недавно кушали и Эмми вспомнила про моего папу и так горько сказала, что у нее нет дедушки, что он умер и заплакала. У меня прямо мурашки по телу побежали... как можно так переживать смерть человека, которого не знаешь? Купила ей лопатку, а она мне грустно говорит: "Была бы бабушка жива, я бы ей лопатку показала." :cray: Девочка у меня очень впечатлительная оказалась, полюбила людей, которых не знала. Может попозже надо было о смерти рассказать? :unknw:

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср дек 14, 2011 08:36 
Не в сети
Балаболка

Зарегистрирован: Пт май 28, 2010 12:50
Сообщения: 1071
Мне было 2,5 года, когда умер дедушка. Не знаю зачем моей набожной бабушке и всем другим бабулькам стало нужно 2-годовалому ребенку показывать покойного, жаль так же, что мама не была убедительной и позволила это сделать, но у меня до сих пор эта картина перед глазами: захожу в зал, там гроб, меня над ним приподнимают и говорят:"Посмотри на дедушку, больше ты его НИКОГДА не увидишь :spiteful: " и после этих слов как вся эта толпа взвыла...меня в истерике отвели к другой бабушке, а к ночи у меня поднялась температура 40, понос и рвота на нервной почве. До жути боялась покойников до 20 лет, пока, буквально на руках, не умер свекр.
Моему сыну было 2 года, когда умерла свекровь, он ее видел редко, т.к. жили в разных городах. Сейчас он ее не помнит, конечно, но когда видит на фотографии, говорит, что это бабушка Нина, она умерла и сейчас живет на облачке, видит нас. А в этом году у нас не стало тети, сын уже большой, она болела и мы говорили это ему, когда просился к ней в гости. Однажды привели, попрощаться, он как всегда активный, поговорил с ней, "Поправляйся", - говорит, а когда ушли серьезно так спросил:"Тетя Галя умрет у нас скоро? она ведь больше со мной не играет, а только лежит :sad: " Мы берем его с собой на кладбище, он приносит цветы, говорит, что теперь дедушка, бабушка, тетя живут на небе, а если мы хотим их навестить и принести угощения в праздник, помянуть, мы приезжаем и оставляем все там, они нас видят, а угощения им передадут птицы.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Сб янв 21, 2012 18:37 
Не в сети
Забежала на минутку
Забежала на минутку

Зарегистрирован: Пт авг 26, 2011 20:36
Сообщения: 76
дети очень чувствуют смерть

_________________
elmira80


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Сб янв 21, 2012 18:43 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт авг 17, 2010 09:52
Сообщения: 20101
Откуда: 89172985630
Я уже писала в теме о Саше Птицине, что ребенок еще не может (взрослые-то не все могут) пережить известие о смерти кого-либо так, как нужно. Поэтому если ребенок услышал о чей-то смерти или серьезной болезни, он может впасть в депрессию, бояться за себя и близких, бояться выйти из дома, чтобы его не взяли на небо и тд. надо обязательно проговорить ему, что умерший или заболевший был уже очень стареньким или слабеньким здоровьем, а ты (ребенок) и мы все (его близкие) молодые и полные здоровья люди и ничего плохого с нами не случится!

_________________
Руководитель Благотворительной общественной организации "Мамы Казани". Также занимаюсь саженцами. 89172985630


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Сб янв 21, 2012 18:46 
Не в сети
Модератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт авг 17, 2010 09:52
Сообщения: 20101
Откуда: 89172985630
У наших родных одна девочка чрезмерно долго переживала смерть дедушки. А надо сказать, что он наложил на себя руки в пьяном угаре. То есть как ни крути - всё нехорошо, что девочка о дедушке плакала. Тогда ее мама с ней поговорила, сказала, что дедушке плохо от того, что ты о нем плачешь. Без подробностей. Но это подействовало, ребенок постепенно успокоился, перестал вот так вспоминать.

_________________
Руководитель Благотворительной общественной организации "Мамы Казани". Также занимаюсь саженцами. 89172985630


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср фев 07, 2018 09:38 
Не в сети
Балаболка
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт фев 21, 2014 11:55
Сообщения: 1475
Откуда: Казань
Мне показалось,что дети естественнее принимают факт смерти, нежеле взрослые.Естественнее и спокойнее.Они же наше состояние и восприятие перенимают.Я стараюсь,чтобы они не видели покойного,чтобы в их памяти человек остался прежним,не беру на похороны и первые поминки,где все в трансе и причитают.На годины,когда уже все приняли данный факт и поуспокоились,беру и детей.Детям пояснила,что душа бессмертна.Что когда тело умирает,его придают земле,а душа летит на небеса. Что улетевшие близкие ,так же продолжают жить на небушке и любить всех,а мы можем любить их и молитвой радовать ушедших.Что души любят их,оберегают и помогают,что если хочется с ними поговорить,можно просто сказать,что хочешь и они услышат тебя.
Когда умерла свекровь ,дочке было 3 годика,никто при дочке не рыдал горько.Просто рассказали, что бабуля улетела,время пришло.Дочь сидела как-то в задумчивости и говорит мне: не бойся мама,я рожу девочку и в ней будет душа бабули.Откуда она это взяла неизвестно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Ср фев 07, 2018 14:43 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
GulnaraMZ, интересно

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт дек 25, 2018 17:46 
Не в сети
Забежала на минутку
Забежала на минутку

Зарегистрирован: Сб май 27, 2017 07:36
Сообщения: 6
Что можно сказать детям,а главное как что их отец умер,детям 12л,8л и 2г.?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: детям о смерти
СообщениеДобавлено: Вт дек 25, 2018 21:36 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
каждому возрасту свое.
12 лет возраст , когда страх смерти уж почти пережит
Но при реальной ситуации, важно на нем не застрять.
Говорите о то что есть тело, есть душа.
что есть выбор души ,нужно его уважать.
что значит, вы уже готовы жить без папы, вы уже такие сильные

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 31 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Для обращения к администрации нажмите ЗДЕСЬ
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB