От ситуации зависит - где и с кем делиться. Давать в парке каждому покататься на велике, чтобы не прослыть жадиной? Хм. Не думаю, что стоит ребенка учить это делать. То же с роликами, скейтами, самокатами... Ребенок сам даст покататься тому, кому сможет доверить свою драгоценность. А не даст - значит, не доверяет. Согласитесь, если к вам подойдет неизвестная девушка и попросит у вас машину, чтобы на ней покататься, вы не дадите же? Почему ребенок должен раздавать налево-направо то, чем он дорожит? Если мы, взрослые, вышли в парк, мы не обязаны же там "играть" со всеми и каждому выдавать свой мобильник? Почему обязан ребенок? Другое дело - делиться внутри семьи, с близкими друзьями, с братом. Это надо вырабатывать обязательно. Надо работать, объяснять, читать сказки, восхищаться теми, кто умеет делиться - в общем, работать над тем, чтобы у ребенка появлялось желание. Мой опыт говорит мне, что до 6 лет поведение ребенка не показательно. Это все меняется. Мотивация у деления своими вещами со сверстниками обычно довольно сложна, и приходит она в школьном возрасте. Так что если ваш трехлетка зажал любимого зайца и ни за что не дает поиграть плачущему малышу, не стоит обзывать его жадиной и корить за это. Это не значит, что он вырастет эгоистом и жадюгой. Это вообще ничего не значит, кроме того, что он очень дорожит этим зайцем и любит его без памяти. Младший у меня делился всегда легко. И любил даже "впечатление производить": ревет девочка - он ей подойдет и игрушку свою подарит, погладит. Года в два причем. Все восхищались и говорили, что он добрый мальчик, я - чудесная мама. А вот старший у нас трудно расставался с вещами. Дело в том, что они разные просто по характеру. Старший шел гулять и скрупулезно отбирал: что он возьмет, планировал в мыслях, как, чем и где будет играть. И если он взял паровоз и строит для него дорогу, а тут нарисовался кто-то с "дай поиграть", он расстраивался очень, ему нарушали планы. Младшему изначально плевать было на вещи, он больше любил не в игрушки играть, а с людьми. В общем-то, у него и любимой игрушки не было. Он даже порой не знал, что мы там взяли из дома поиграть, где его, где не его... А у старшего целый мир был связан с любимой игрушкой (они менялись с возрастом, но всегда были). Ни с кем он ей не делился даже на время (кроме братика, конечно). Такие вот разные. Выросли оба. Считаю, что делятся они абсолютно одинаково на данный момент. И друг с другом, и с приятелями, и с нами - все выровнялось. И девушкам на цветочки-угощения не жмутся, и гостей в дом приглашают - нормально угощают. Не скажу, что мы вообще не работали над этим. Но работали уж точно не в поте лица и не считали это проблемой. Хотя грань у нас всегда была: одно дело - делиться внутри семьи, другое дело - вне семьи. Внутри семьи надо учиться по-любому. Вне семьи - ну, каждый в меру своего характера и степени социальности. Но если не хочешь делиться, тогда не надо брать на люди те игрушки и вкусняшки, которыми ты не хочешь делиться. Это лучше, чем у всех на глазах сидеть и хомячить. Или ходить-хвастаться, но никому не давать играть. Я сама делилась очень легко. Причина: мне тоже, как и младшему, вещи были безразличны. Я скучала, когда девчонки мерялись платьями-косметикой-игрушками. Легко раздавала даже то малое, что у меня было. Любила книги очень, но и их легко дарила. И вкусностями делилась, хоть это и был дефицит. Но не направо-налево, а с лучшими друзьями-подругами. Я и сейчас легко делюсь. С друзьями, конечно. А не с теми, кто со мной оказался в парке на одной лавочке.
|