Приведем классические примеры системного и функционального подходов.
В 1941-1942 годах для обеспечения поставок по Ленд-лизу товаров и вооружения через Атлантический океан, американцы спроектировали специальные суда класса “Либерти”, на один рейс. Их строили за 21 день. Рекорд – 13 дней. Команда возвращалась воздухом или на военных кораблях. Потом эти суда ходили еще 15 лет.
В блокадном Ленинграде наладили изготовление автоматов ППШ (пистолет-пулемет Шпитального). Вес - 2,5 кг, 5 деталей и те изготовлялись штамповкой. Трудоемкость изготовления - 8 нормочасов, делали автоматы подростки. Для сравнения возьмем немецкий автомат “Шмайсер”: трудоемкость - 1200 нормочасов, вес - 5 кг, высокая квалификация рабочих, чудовищная, не нужная в современном бою дальнобойность – 2,5 км, в то время как вполне достаточно 400 м.
Что такое функция?
Чем отличается функция от цели? Цель - это мысленное предвосхищение события, а функция - это действие, воплощающее цель.
Задача. Однажды в Англии провели конкурс на лучшую этикетку для флаконов, предназначенных для хранения очень опасных ядов. Требовалось предложить этикетку, которая гарантировала бы от попадания флакона с такой этикеткой в руки детей.
Предлагались этикетки с очень яркими надписями, изображением смерти с косой, черепа с костями... Однако первое место получила идея "колючей бутылки".
Изобретатель "колючей бутылки" понял главное - нужно абсолютно надежно оградить детей от смертельной опасности. Этикетка не ограждает, функция этикетки совсем другая – отрекламировать содержимое флакона тем, кто умеет читать или знает, что значит "скелетная" символика. А если дети этого не знают? Колючую бутылку дети просто не возьмут в руки, вне зависимости от того, умеют они читать или нет, именно это и требуется.
Таким образом, функция - это то, что нужно людям, это способность предмета или изделия обеспечить какое-то потребительское свойство, это сущность предмета и цель его создания. Функция отвечает на вопросы: "Зачем создан (или создается) объект? Что должен делать объект?" В обиходе функция - это действие. Носителем функции является изделие или часть изделия. Все, что делает человек, он делает и для себя, и для людей.
Качество изделия оценивается качеством выполнения им функций, в основном Главной функции, ради выполнения которой оно и сделано. Если мы недовольны изделием, то, по всей вероятности, мы недовольны выполнением какой-то важной для нас функции. Изделие - просто носитель функции.
Главных функций обычно немного: одна, две, три, четыре. Например, Главная функция карандаша - оставлять след на материале. Главная функция пылесоса - всасывать и очищать воздух от пыли. Второстепенные функции – использовать как опрыскиватель, для выдувания пыли. Это полезные функции, но есть и вредные: пылесос потребляет электроэнергию, занимает место, производит шум при работе, требует денежных затрат, требует ремонта...
Главная функция банков - торговать деньгами своих клиентов и есть еще десяток дополнительных.
Формулирование функций
Принятая в технике формулировка функций изделий состоит из двух частей: глагола в неопределенной форме, выражающего действие функции, и существительного, обозначающего объект, на который направлено действие функции. Иногда добавляют поясняющую часть. Например, функция шариковой ручки – наносить (первая часть) след (вторая часть) пасту на бумагу (третья часть). Можно короче - наносить след, а можно и ещё короче - "писалка". Автомобиль - возилка, лопата - копалка.
Умение формулировать функции предметов первый и необходимый шаг к освоению функционального мышления.
Как определить, какая из функций изделия является Главной?
Есть очень простой и надежный способ: если отбросить эту функцию, то данная система становится ненужной. Нет главной функции - нет и системы.
Отметим, что в математике в термин функция вкладывают другое значение, а именно - соответствие между двумя величинами, одно из которых зависит от изменения другой. Например, путь, пройденный телом зависит от времени движения этого тела при постоянной скорости. Налог зависит от дохода.
Основные положения функционального подхода
Так как людям нужны полезные функции предметов, а не сами предметы, то объектами исследования функционального анализа (или еще говорят - подхода) являются не столько сами предметы, сколько функции, для выполнения которых они созданы или создаются.
Людям, привыкшим иметь дело с предметами, этот нестандартный подход кажется диким, поэтому функциональное мышление следует воспитывать с детства, тогда он будет естественным.
Другим и тоже необычным утверждением функционального подхода является следующее:
В любом предмете или процессе, созданными человеком, есть недостатки. Выявить и ликвидировать их проще, если анализировать функции. Отсюда вытекает еще одно определение идеального предмета – это предмет, у которого есть только полезные функции. Но это, как и идеальность, недостижимо.
_________________
|