Приведем еще несколько примеров вербальной поддержки, позволяющей вплести наставления в повседневную жизнь.
— Спрашивайте, а не указывайте. Примеры: «Почему я прошу тебя вымыть руки перед едой? Что произойдет, если я разрешу тебе засидеться допоздна, как ты просишь? Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы не забыть отдать учителю записку?» — Объясняйте, а не диктуйте. Иногда родители используют прямые указания и четкие инструкции, которые подчеркивают разницу между ними и детьми: «Делай, что я сказал!»; «Потому что я так ска- зал!» Это понятно. Их мысли заняты другим, и им кажется, что у них нет времени и сил остановиться и подумать, как сформулировать объяснение, соответствующее возрасту и способностям ребенка. Или родители подозревают, иногда небеспочвенно, что, спрашивая о причине, ребенок использует тактику уклонения. Но даже если это и так, безапелляционные распоряжения хуже скажутся на фор- мировании организационных навыков, чем объяснения. Помните: организационные навыки — прежде всего навыки, которые исполь- зуются для выполнения задач. Чем лучше мы понимаем ситуацию — причину и следствие, важность, причины и т. п., — тем скорее смо- жем использовать эту информацию, чтобы разработать собственный план действий или получить мотивацию к тому, чтобы следовать плану, разработанному другими. Примеры такого подхода — «Если ты не примешь лекарство, у тебя опять заболит горло» или «Если ты оставишь велосипед на улице, он ночью может попасть под дождь и заржаветь»./
Кроме того, объяснения помогают формированию навыка метапознания и тренируют рабочую память. Мы лучше запоминаем информацию, если у нас есть причина для этого. Если кто-то говорит: «Не забудь взять паспорт в аэропорт, иначе тебя не пустят на самолет на Ямайку и отпуск будет испорчен», — вероятность того, что вы не забудете свой паспорт, намного выше, чем если вы услышите: «Не забудь взять с собой паспорт». То же происходит и с ребенком. Конечно, все хорошо в меру. Некоторые дети пытаются избежать работы, задавая бесчисленное количество вопросов о том,почему нужно это делать. Ответьте на первый вопрос
— Дайте ребенку понять, что вы осознаете его чувства и их причины. «Ты расстроена, потому что собиралась пойти в гости к Джейн, а сегодня не получится»; «Ты боишься, что сделаешь ошибку во время выступления и все будут над тобой смеяться». — Поощряйте положительную самооценку ребенка. Предлагая реше- ния, высказывая суждения или говоря ребенку, что нужно сделать иначе в следующий раз, вы лишаете его возможности принять решение самостоятельно. Лучше говорить так: «Что можно сделать, чтобы выпутаться из этой ситуации?»; «Как думаешь, ты справился со своим проектом?»; «Что, по-твоему, можно было бы сделать, чтобы твой друг не ушел домой так рано?»
Игры в отработке организационных навыков Игры — еще один естественный, неформальный способ научить ребенка применять организационные навыки. Даже классические игры, например шашки, китайские шашки и шахматы, требуют, помимо прочего, планирования, устойчивого внимания, задержки реакции, рабочей памяти и метапознания. Простейшая настольная игра вроде «Карамель- ной страны»* требует от малышей внимания, задержки реакции и упор- ства в достижении цели, а «Монополия» и «Улика»** — еще и планиро- вания и рабочей памяти. Для игры в «Морской бой» нужны внимание, планирование и организация, сдержанность и метапознание. Семейный вечер за игрой или игра с родственниками и друзьями — всегда хорошее времяпрепровождение. . Для малышей хороши игры, в которых нужно заботиться о «питомцах». На более широкийом далеко. возрастной диапазон рассчитаны игры-стратегии и головоломки. Все они требуют устойчивого внимания, задержки реакции, планирования, организации, метапознания и упорства в достижении цели. Естественно, содержание игр будет разным в зависимости от возраста. Но, вероятно, вы и так знаете игры, в которые играют сверстники ребенка. В интернете можно найти демоверсии и описания игр. Организационные навыки можно тренировать даже с помощью всем известных игр, таких как «крестики-нолики», «виселица» и «вопрос- ответ», если вы сидите в приемной у врача, находитесь в пути или ждете заказа в ресторане. Хотя все эти занятия влияют на организационные навыки, существует слишком мало исследований о том, насколько успешно они потом применяются в реальных ситуациях. На данный момент вопрос открыт. Вы скорее сможете принести пользу ребенку, если поможете ему понять, как навык, приобретенный в одной ситуации, может использоваться в другой. Обучение организационным навыкам во время семейных занятий Еще один приятный и воодушевляющий способ развития организационных навыков — обучение в рамках реальных семейных занятий, таких как создание меню, приготовление пищи, покупка продуктов и одежды, планирование отпуска и распоряжение деньгами. Речь не о домашних обязанностях, а о вовлечении детей в качестве участников в занятия, важные для всей семьи. Они могут стать идеальным обучающим инструментом, поскольку в них «встроены» стимулы (ты покупаешь или ешь то, что выбираешь, кладешь деньги в банк или занимаешься чем-то приятным во время отпуска). Более того, можно найти массу вариантоучастия (можно добавить какой-либо ингредиент, а можно полностью приготовить блюдо) и степени независимости. Поскольку такими занятиями можно заниматься в любом возрасте, мы рекомендуем начинать как можно раньше. Тогда дети скорее будут с удовольствием делать вы- бор и не станут воспринимать это как обязанность. Вот о чем нужно помнить, если вы хотите, чтобы такие занятия благоприятно сказывались на развитии организационных навыков: — Вы должны быть активным участником процесса, моделировать навыки, задавать вопросы и поддерживать ребенка. Нужно хорошо выполнять функцию лобных долей. Вы не можете просто предложить ребенку заняться планированием, а затем предоставить его самому себе и электронике. — У ребенка должна быть возможность делать разумный выбори принимать решение во время занятий. Если блюдо, которое выбрал ребенок, не готовят, продукты по списку не покупают или вы говорите, что ребенок может сам спланировать каникулы, а потом отвергаете его идеи, он потеряет интерес. Прежде чем вовлекать ребенка в процесс, нужно решить, с каким его выбором вы готовы согласиться. Если «вредная» еда не может быть в списке покупок или меню, ребенок должен знать об этом заранее. До того как начать что-то придумывать, создайте список исключений. Или дайте ребенку понять, что ему не разрешатвыбрать место для каникул, но он может спланировать свои занятия на это время. — Будьте готовы к тому, что вам придется постоянно оценивать уро- вень заинтересованности ребенка, его внимание и целеустремленность и давать ему необходимую поддержку. Ребенок должен чувствовать: что бы он ни делал, его ценят и он способен добиваться успеха. Чтобы поддержать интерес, сообщите, по возможности заранее, что будете признательны ему за помощь в подготовке меню, составлении списка покупок или планировании отпуска. («Эшли, когда закончишь свою игру, подойди, пожалуйста, ко мне, чтобы помочь с…»). Выберите время, когда ребенок не занят делом, и спросите, может ли он сейчас присоединиться к вам. Если ребенок совсем маленький, занятия должны быть недолгими, а выбор конкретным; при первых же признаках угасания интереса поблагодарите ребенка и закончите обсуждение. Когда выбор будет сделан, расскажите о нем родственникам, друзьямили знакомым («Эшли помогала мне сегодня с меню»). Старшие дети, возможно, захотят посвятить этому больше времени или сил (например, могут поискать рецепты, организовать ужин, найти информацию о том, где можно провести отпуск). Четко определив возможные варианты, привлекайте детей к активному участию в процессе.
_________________
|