Совместные покупки

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Пт дек 03, 2010 14:30 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
ДЛЯ ТЕХ, КТО ПО КАКИМ-ТО ПРИЧИНАМ НИКАК НЕ МОЖЕТ НАЧАТЬ ЧИТАТЬ КНИГУ :)
ДАВАЙТЕ ЧИТАТЬ ВМЕСТЕ!!!
ГОТОВЫ?


Причины трудностей ребенка часто бывают спрятаны в сфере его чувств. Тогда практическими действиями — показать, научить, направить — ему не поможешь. В таких случаях лучше всего… его послушать. Правда, иначе, чем мы привыкли. Психологи нашли и очень подробно описали способ «помогающего слушания», иначе его называют «активным слушанием».

Что же это значит — активно слушать ребенка? Начну с ситуаций.

Мама сидит в парке на скамейке, к ней подбегает ее трехлетний малыш в слезах: «Он отнял мою машинку!».

Сын возвращается из школы, в сердцах бросает на пол портфель, на вопрос отца отвечает: «Больше я туда не пойду!».

Дочка собирается гулять; мама напоминает, что надо одеться потеплее, но дочка капризничает: она отказывается надевать «эту уродскую шапку».

Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать — это дать ему понять, что вы знаете о его переживании (или состоянии), «слышите» его.

Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать «по имени» это его чувство или переживание.

Повторю сказанное короче. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка — значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Вернемся к нашим примерам и подберем фразы, в которых родитель называет чувство ребенка:

СЫН: Он отнял мою машинку!

МАМА Ты очень огорчен и рассержен на него.

СЫН: Больше я туда не пойду!

ПАПА: Ты больше не хочешь ходить в школу.

ДОЧЬ: Не буду я носить эту уродскую шапку!

МАМА: Тебе она очень не нравится.


Сразу замечу: скорее всего такие ответы покажутся вам непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:

- Ну ничего, поиграет и отдаст…

- Как это ты не пойдешь в школу?!

- Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

При всей кажущейся справедливости этих ответов они имеют один общий недостаток: оставляют ребенка наедине с его переживанием.

Своим советом или критическим замечанием родитель как бы сообщает ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Напротив, ответы по способу активного слушания показывают, что родитель понял внутреннюю ситуацию ребенка, готов услышать о ней больше, принять ее.

Такое буквальное сочувствие родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление (замечу, что не меньшее, а порой гораздо большее влияние оно оказывает и на самого родителя, о чем немного ниже). Многие родители, которые впервые попробовали спокойно «озвучить» чувства ребенка, рассказывают о неожиданных, порой чудодейственных результатах. Приведу два реальных случая.

Мама входит в комнату дочки и видит беспорядок.

МАМА: Нина, ты все еще не убралась в своей комнате!

ДОЧЬ: Ну, мам, потом!

МАМА Тебе очень не хочется сейчас убираться…

ДОЧЬ (неожиданно бросается на шею матери): Мамочка, какая ты у меня замечательная!

Другой случай рассказал папа семилетнего мальчика.

Они с сыном торопились на автобус. Автобус был последний, и на него никак нельзя было опоздать. По дороге мальчик попросил купить шоколадку, но папа отказался. Тогда обиженный сын стал саботировать папину спешку: отставать, смотреть по сторонам, останавливаться для каких-то «неотложных» дел. Перед папой встал выбор: опаздывать нельзя, а тащить сына насильно за руку ему тоже не хотелось. И тут он вспомнил наш совет: «Денис,— обратился он к сыну,— ты расстроился из-за того, что я не купил тебе шоколадку, расстроился и обиделся на меня».

В результате произошло то, чего папа совсем не ожидал: мальчик миролюбиво вложил свою руку в папину, и они быстро зашагали к автобусу.

Не всегда, конечно, конфликт разрешается так быстро. Иногда ребенок, чувствуя готовность отца или матери его слушать и понимать, охотно продолжает рассказывать о случившемся. Взрослому остается только активно слушать его дальше.

Приведу пример более длительного разговора, в котором мама несколько раз «озвучила» то, что она услышала и увидела, беседуя с плачущим ребенком.

Мама занята деловым разговором. В соседней комнате играют ее пятилетняя дочка и десятилетний сын. Вдруг раздается громкий плач.

Плач приближается к маминой двери, и со стороны коридора начинает дергаться ручка. Мама открывает дверь, перед ней стоит, уткнувшись в косяк, плачущая дочь, а сзади - растерянный сын.

ДОЧЬ: У-у-у-у!

МАМА: Миша тебя обидел… (Пауза.)

ДОЧЬ (продолжает плакать): Он меня урони-и-ил!

МАМА: Он тебя толкнул, ты упала и ушиблась… (Пауза.) ;

ДОЧЬ (переставая плакать, но все еще обиженным тоном): Нет, он меня не поймал.

МАМА: Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал и ты упала… (Пауза.)

Миша, который с виноватым видом стоит сзади, утвердительно кивает головой.

ДОЧЬ (уже спокойно): Да… Я к тебе хочу. (Забирается к маме на колени.)

МАМА (через некоторое время): Ты хочешь побыть со мной, а на Мишу все еще обижаешься и не хочешь с ним играть…

ДОЧЬ: Нет. Он там свои пластинки слушает, а мне неинтересно.

МИША: Ладно, пойдем, я тебе твою пластинку поставлю…


Этот диалог дает нам возможность обратить внимание на некоторые важные особенности и дополнительные правила беседы по способу активного слушания.

Во-первых, если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Если ребенок маленький, присядьте около него, возьмите его на руки или на колени; можно слегка притянуть ребенка к себе, подойти или придвинуть свой стул к нему поближе.

Избегайте общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой; смотря телевизор, читая газету; сидя, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза — первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте очень внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребенок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в том.

Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.

Например:

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

- А что случилось?

- Ты что, на него обиделся?


Почему первая фраза родителя более удачна? Потому что она сразу показывает, что родитель настроился на «эмоциональную волну» сына, что он слышит и принимает его огорчение; во втором же случае ребенок может подумать, что родитель вовсе не с ним, а как внешний участник интересуется только «фактами», выспрашивает о них. На самом деле, это может быть совсем не так, и отец, задавая вопрос, может вполне сочувствовать сыну, но дело в том, что фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос: «Что случилось?» огорченный ребенок отвечает: «Ничего!», а если вы скажете: «Что-то случилось…», то ребенку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он что-то добавит. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвертых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство. Так, ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз.

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей!

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу…

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся… (Обозначение чувства).


Иногда у родителей возникает опасение, что ребенок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. Например, в нашем примере слово «водиться» отец заменил «дружить». Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но при этом точно угадываете переживание ребенка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается.

Конечно, может случиться, что в ответе вы не совсем точно угадали случившееся событие или чувство ребенка. Не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте внимательны к его поправке и покажите, что вы ее приняли.

Так, в примере с двумя детьми мама только на третий раз угадала, что произошло с девочкой и ее братом («Ты откуда-то прыгала, а он тебя не удержал…»). И после этого дочка сразу успокоилась.

Хочу снова отметить, что беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть непросто. Однако этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их по крайней мере три. Они также могут служить признаками того, что вам удается правильно слушать ребенка. Перечислю их.

1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.

…Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.

ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!

МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.

ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!

МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь… (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой…

ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.

МАМА: Ты скучаешь без меня.

ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.

МАМА: Ты на него сердита. ДОЧЬ: Он мою игру поломал! МАМА: И ты расстроилась… ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.

МАМА: Было больно… (Пауза.)

ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!

МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.

ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти…

МАМА: Пойти… (Пауза.) ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!

Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!», «Пора спать», в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном.

Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.

Вот пример из книги Т. Гордона.

Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул,— рассказывал потом отец,— и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!».

3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.

Привожу почти дословно рассказ молодой женщины — слушательницы наших курсов:

«Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным ее приездом мама позвонила и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией. Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит меня как-то повлиять на сестру.

В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что ее настроение портится. - Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.

- Да, не очень.

- Но ведь у тебя есть настоящий друг.

- Конечно, есть Галка. А остальные… даже не знаю.

- Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.

- Да, пожалуй…

- Ты не знаешь, как к ним относиться.

- Да…

- А они к тебе очень хорошо относятся. Лена бурно реагирует:

- Ну нет, я бы не сказала! Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать.

- Да-а… Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.

- Конечно, не поступают! Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.

- Ты стала хуже учиться.

- Учительница даже домой звонила, жаловалась маме.

- Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.

- Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что — начинаю грубить.

- Ты понимаешь, что грубить плохо, но что- то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека…

- Я не хочу никого обижать. Наоборот, мне все время кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат…

- Тебе кажется, что тебя обижают и учат…

- Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.

- Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.

- Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.

- Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей…

- Они даже их обманывают.

- Даже обманывают. Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей…

- Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньга ми меня обманули: отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди.

- Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама:

- Оля, Лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком — ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает. А самое главное — сама очень довольна. Спасибо тебе!»

Вы познакомились с тремя положительными результатами, которые можно обнаружить (любой из них или сразу все) при удачном активном слушании ребенка уже в ходе беседы.

Однако постепенно родители начинают обнаруживать еще по крайней мере два замечательных изменения, более общего характера.

Первое: родители сообщают, как о чуде, что дети сами довольно быстро начинают активно слушать их.

Рассказывает мама четырехлетней Нади.

На днях садимся обедать, я ставлю перед Надей тарелку с едой, но она отворачивается, отказывается есть. Опускаю глаза и думаю, как правильно сказать. Но тут слышу слова дочки:

НАДЯ: Мамуленька, ты расплачешься сейчас…

МАМА: Да,. Надя, я огорчена, что ты не хочешь обедать.

НАДЯ: Я понимаю, тебе обидно. Ты готовила, а я не ем твой обед…

МАМА: Да, мне очень хотелось, чтобы тебе понравился обед. Я очень старалась.

НАДЯ: Ладно, мамочка, я съем все-все до последней капельки.

И действительно — все съела!

Второе изменение касается самих родителей. Очень часто в начале занятий по активному слушанию они делятся вот каким своим неприятным переживанием. «Вы говорите,— обращаются они к психологу,— что активное слушание помогает понять и почувствовать проблему ребенка, поговорить с ним по душам. В то же время вы учите нас способу или методу, как это делать. Учите строить фразы, подыскивать слова, соблюдать правила… Какой же это разговор «по душам»? Получается сплошная «техника», к тому же неудобная, неестественная. Слова не приходят в голову, фразы получаются корявые, вымученные. И вообще — нечестно: мы хотим, чтобы ребенок поделился с нами сокровенным, а сами «применяем» к нему какие-то способы.»

Такие или приблизительно такие возражения приходится слышать часто на первых двух-трех занятиях. Но постепенно переживания родителей начинают меняться. Обычно это случается после первых удачных попыток вести беседу с ребенком по-другому. Успех окрыляет родителей, они начинают иначе относиться к «технике» и одновременно замечают в себе что-то новое. Они чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители говорят, что со временем они начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаться на ребенка, лучше видеть, как и отчего ему бывает плохо. Получается так, что «техника» активного слушания оказывается средством преображения родителей. Мы думаем, что «применяем» ее к детям, а она меняет нас самих. В этом — ее чудесное скрытое свойство.

Что же касается беспокойства родителей относительно искусственности, «приемов» и «техники», то преодолеть его помогает одно сравнение, которое я часто привожу на занятиях.

Хорошо известно, что начинающие балерины часы проводят в упражнениях, далеко неестественных с точки зрения наших обычных представлений. Например, они разучивают позиции, при которых ступни ставятся под различными углами, в том числе под углом 180 градусов.

При таком «вывернутом» положении ног балерины должны свободно держать равновесие, приседать, следить за движениями рук… и все это нужно для того, чтобы потом они танцевали легко и свободно, не думая уже ни о какой технике. Так же и с навыками общения. Они вначале трудны и порой необычны, но когда вы ими овладеваете, «техника» исчезает и переходит в искусство общения.

Автор: Гиппенрейтер Ю.Б.

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс дек 05, 2010 12:59 
Не в сети
Балаболка

Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 14:19
Сообщения: 1928
Откуда: ул. А.Кутуя г.Казань
О, я читала её книгу. Очень понравилось, но с нашим привычным способом воспитания, а точнее в связи с отсутствием знаний о том, как надо воспитывать своих детей, нелегко принять то, о чем она пишет. И это вполне объяснимо, поскольку нигде не учат быть родителем.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс дек 05, 2010 13:41 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
Гульнара 777 писал(а):
нелегко принять то, о чем она пишет

ну у вас получилось?

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс дек 05, 2010 14:25 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко

Зарегистрирован: Сб окт 10, 2009 19:59
Сообщения: 178
Мне очень помогает то, что я прочитала у Гиппенрейтер. Особенно активное слушание! Это просто ключик к тому, чтобы ребенок с тобой многим делился.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс дек 05, 2010 14:31 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
да-да. Особенно в подростковом возрасте! Как это важно, Что бы ребенок шел домой рассказывать..
Другая, :off: жалко что не смогла сегодня! На следующей неделе приходи!

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс дек 05, 2010 19:24 
Не в сети
Балаболка

Зарегистрирован: Пт окт 23, 2009 14:19
Сообщения: 1928
Откуда: ул. А.Кутуя г.Казань
aqwa писал(а):
ну у вас получилось?


Нет, думаю, что нет. Спасибо, что напомнили мне о данной книге. Обязательно еще раз перечитаю, так как, видимо одного раза все же недостаточно. На первый взгляд, активное слушание легко реализовать, оно изложено автором в доступной и понятной форме. Но мне трудно использовать его в общении с дочкой. Вообще дочка у меня очень активная, шебутная. В группе детей она обязательно выделится своим неординарным поведением. О своей жизни в детсаде, а потом в школе она рассказывает с явной неохотой. Говорит, типа не помнит. Я буквально допрашиваю её, идя из школы. Мама посоветовала прочитать Гиппенрейтер, и даже книгу подарила.
В ближайшее время попробую применить активное слушание и позже отпишусь, успешно ли либо нет у меня это получилось.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс дек 05, 2010 21:43 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко

Зарегистрирован: Сб окт 10, 2009 19:59
Сообщения: 178
aqwa, спасибо, я постараюсь!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс дек 05, 2010 22:18 
Не в сети
Вошла во вкус
Вошла во вкус

Зарегистрирован: Чт окт 01, 2009 20:16
Сообщения: 362
Откуда: Кировский
aqwa, спасибо Вам большое. Только что применила этот прием относительно своей старшей дочери. И у меня все получилось)))

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Пн сен 12, 2011 14:47 
Не в сети
Вошла во вкус
Вошла во вкус

Зарегистрирован: Пт авг 26, 2011 11:46
Сообщения: 378
Укаталась со смеху... Да, лет до трех, ну от силы до пяти, такой метод хорош. Но представляю себе, как я говорю своему мелкому, который пришел домой, швырнул в угол велик и говорит:
- В жизни больше с Димоном никуда не поеду! Он вообще паразит!
Что-нибудь в духе:
- Да... ты больше не поедешь никуда с Димоном... Я понимаю... ты расстроен...
(вместо моей нормальной реакции: вот так так! Что же такого натворил наш отрок Дмитрий?)
Так и вижу глаза мелкого: они расширяются, расширяются... ну, и он изрекает ядовитым голосом что-то в духе:
- Расстроен? Нет, мам, что ты! Я прямо прыгать от счастья готов!
И я ему тут:
- Я понимаю, сынок, что ты так иронично реагируешь на мои слова, поскольку Дима тебя обидел и тебе надо кому-то это высказать в эмоциональной форме, но моя реакция была не такой, на которую ты рассчитывал...
Тут мелкий выпадает в осадок, идет к брату в комнату и тихо там шепчет:
- Мама там это... заболела, короче... может, папе позвонить, пока не поздно?
Ох, не советую применять я эту методику к детям старше пяти с более-менее живым интеллектом и хотя бы какими-то зачатками чувства юмора!!! Можно раз и навсегда укоренить у своего ребенка впечатление, что родитель - полный идиот, от которого надо подальше держаться с его "пониманием".
Особенно укокошил пример из книги - разговор с Леной. В реальности после второй же реплики взрослый услышал "Да пошла бы ты на..." - и усох со своим активным слушанием, которое заключается в тупом повторении того, что сказал ребенок...
Диалог мамы и Нины тоже из космоса. Реальность:
- Нина, уберись, пожалуйста!
- Ну, ма-ам...
- Доченька, я понимаю, тебе сейчас не хочется убираться.
- Вот именно: не хочется и не можется! У меня завтра семь уроков и еще "Войну и мир" читать надо!!!
- Я понимаю: ты очень загружена...
- А если понимаешь, ЧТО ПРИСТАЕШЬ?
Вот это - реальная реакция девочки.
Активное слушание возможно только при активной заинтересованности родителя: что в самом деле произошло, что ребенок чувствует. И тут не надо никаких тренингов: просто по-человечески поговорить - и все. И эмоционально, а не как робот - проборматывать уже сказанное ребенком.
В шоке, вах!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Пн сен 12, 2011 16:31 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
dianusha, очень смешно вы написали...
спасибо за ваше мнение.
практика, правда, показывает совершенно противоположные результаты тем тезисам, что вы высказали.
Родители, которые пробуют понимать своих детей налаживают с ними контакт.
А любую идею можно извратить и неправильно подать при желании.
Удачи вам

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Пн сен 12, 2011 16:47 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Если пользоваться методом, быть "здесь и сейчас", говорить искренне(а не разыгрывать пародию) - то этот метод отлично работает не только с детьми, но и со взрослыми, и с раздражёнными взрослыми. Особенно советую попробовать тем, у кого проблемы в общении с родителями. Как дети нуждаются в понимании родителей, так и родители - в понимании повзрослевших детей.
А извратить и правда можно что угодно.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Пн сен 12, 2011 20:09 
Не в сети
Вошла во вкус
Вошла во вкус

Зарегистрирован: Пт авг 26, 2011 11:46
Сообщения: 378
Да нет, девочки, зря вы меня обвиняете в "извращении". Я ведь не против того, чтобы общаться с детьми. Просто метод, предлагаемый автором (кстати, хорошо известный еще со времен начал науки психологии), в приводимых им примерах выглядит как идеальный газ, которого в природе не бывает. Не думаю, что есть родители, которым надо объяснять, что ребенка необходимо выслушивать, разделять с ним его чувства, быть ему другом. Если они и есть, то книг по общению с ребенком они не читают... Здесь не друг, в этих примерах, здесь врач-психотерапевт, успокаивающий буйного пациента. Идеальные дети, которые правильно реагируют на идеальное родительское "активное слушание" - да оно пассивное же, а не активное, кстати говоря. Прямо вот одной беседой выдернули девочку из дурной компании. Ага. Вы представьте себе, что вы пришли со своими мамами поговорить. Допустим:
- Мам, слушай, у Васи (Коли, Пети) проблемы в школе. Представляешь, нагрубил сегодня учительнице.
И мама вам отвечает:
- Я понимаю тебя. Ты расстроена поведением Петра. Его грубость испортила тебе настроение.
Вас бы это устроило? Да фиг с маслом. Только "ложитесь на кушетку и расслабьтесь" тут еще не хватает. Я бы на свою маму за такое активное слушание не то чтобы обиделась, но в другой раз говорить не стала бы. Нормальный человек начинает в таких случаях расспрашивать: где, как, когда, на каком уроке нагрубил, как ты узнала, очень ли учительница рассердилась или понимает ситуацию. Вот ТАК интересно рассказывать - и слушать в ответ мнение, советы.
Возможно, вы скажете: ну, это ведь взрослые. А вот дело в том, что я в своих детях вижу таких же людей, как я сама. А сама бы я в последнюю очередь говорила бы с человеком, который работал бы со мной по методике активного слушания, описанной в конкретных примерах. Мне было бы мерзко :( Я бы сочла, что надо мной издеваются. И потому я общаюсь с детьми по-человечески: так же, как с друзьями, искренне, просто с поправкой на возраст их и свое родительство. Кстати, мы с ними очень дружны :) Книгу, что ли, написать в диалогах? Эх, если бы по книге можно было научиться воспитывать ребенка... Жил по книге - и умер от опечатки... Здесь только разумное сочетание веления сердца и здравого смысла, умноженное на любовь, применительно к каждой конкретной ситуации. Общаться с ребенком - так.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вт сен 13, 2011 08:41 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
dianusha писал(а):
Не думаю, что есть родители, которым надо объяснять, что ребенка необходимо выслушивать, разделять с ним его чувства, быть ему другом.

Есть те, кто понимает, что это необходимо, но не умеют, не знают как. Это не так уж и редко случается.
А по поводу этого
dianusha писал(а):
представьте себе, что вы пришли со своими мамами поговорить. Допустим:
- Мам, слушай, у Васи (Коли, Пети) проблемы в школе. Представляешь, нагрубил сегодня учительнице.
И мама вам отвечает:
- Я понимаю тебя. Ты расстроена поведением Петра. Его грубость испортила тебе настроение.
Вас бы это устроило? Да фиг с маслом.

Если драматизм восприятия ситуации сильно преувеличен - то, скорее всего, дело не в озвученных фактах, а в чём-то другом. И попытка понять состояние собеседника, попытка сказать ему о том, что вы понимаете его чувства, может дать неожиданный результат. Человек может вам даже сказать, что на самом деле его мучает.
Но - внимание должно быть не формальным, а искренним, тогда и слова найдутся и не будут звучать фальшиво.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Вс ноя 06, 2011 14:55 
Не в сети
Забежала на минутку
Забежала на минутку
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт окт 18, 2011 09:06
Сообщения: 93
Могу сказать, что способ активного слушания очень подходит для плохо говорящих детей. Когда ребенку трудно высказать, что он чувствует, он очень благодарен за помощь. Наверное, говорящим детям тоже бывает трудно сказать, что они хотят.
По моему, в книге не имелют в виду точное повторение слов, а только предлагают вслух сказать, как мы понимаем ребенка. Это значит, что я хочу его понять, это уже важно, даже если я не права. А еще, что я не считаю себя ясновидящей, и хочу убедиться что все понимаю правильно, а ребенок может согласиться или нет. Мы ведь часто начинаем действовать или давать советы, даже не поняв толком в чем дело. Решили, что поняли, и все. Дети в ответ сопротивляются, мы настаиваем (ведь взрослые лучше знают!). А на самом деле мы просто не разобрались в сути проблемы.


Последний раз редактировалось smirra Ср янв 18, 2012 21:19, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Глава из книги "Общаться с ребенком - как?"
СообщениеДобавлено: Ср ноя 09, 2011 12:35 
Не в сети
Говорунья
Говорунья
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вт ноя 08, 2011 16:49
Сообщения: 610
Полностью согласна с smirra. Иногда не понимаем детей, а они не могут объяснить так чтоб мы поняли.

_________________
– Счастья всем !!! - Входящим.., - Исходящим.., - Мимо проходящим.., - Косо смотрящим, И за спиной говорящим )))


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Для обращения к администрации нажмите ЗДЕСЬ
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB