Совместные покупки

Часовой пояс: UTC + 3 часа



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 90 ]  На страницу 1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ.
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2014 20:47 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Привет, меня зовут Алёна, и моя работа - играть с детьми) Я - детский психолог, и я могу познакомить Вас с недирективной игровой терапией.
Небольшое предисловие.
12 лет назад я стала мамой - и мой мир перевернулся.
Я увлечённо развивала сына, придумывала про него сказки и увлекательные развивающие игры... и только одного не могла - играть с ним. Конечно, мы играли каждый день - но в игры, которые, так или иначе, создавала я. Ну, или участвовала в их создании. В играх, которые создавал мой сын - я просто терялась.
Во-первых, я "не умела играть в мальчиковые игры".
Во-вторых, я чувствовала, что надо "дать ему место", не надо всегда "вести его за собой", хорошо бы играть "в его игру", но - как? Ну как именно, вот конкретно? Дайте мне инструкцию, пожалуйста, мне надо знать "сколько вешать в граммах"!
В-третьих, я окончательно терялась, когда в его игре что-то "взрывалось-врезалось-падало", а уж когда монстр кого-то убивал... я просто была "в ауте". А это мешает.

Потом мне попалась книжка, как я сейчас понимаю, по недирективной игровой терапии. Потом мне встретилась Елена Альфредовна Пиотровская, которая "глаза в глаза" (а это, конечно, очень большое дело) познакомила меня с этим способом "играть в его игру". Потом я стала недирективным игровым терапевтом.
Ой. Ну не так сразу, конечно, я очень долго раскачивалась, но таки стала)

И вот для тех мам-пап, кто хочет "играть в его игру", но испытывает некоторые затруднения (вроде тех, что были у меня - или свои собственные), я и создала эту темку.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Вт дек 15, 2015 13:08, всего редактировалось 4 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2014 20:51 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Начну с того, что познакомлю вас с Ассоциацией игровой психотерапии, на этой страничке очень много ценной информации. Что важно - там список книг, для тех, кто любит почитать) И много видео.
А это сайт Ассоциации игровой психотерапии
Какая всем от этого польза - напишу завтра :)

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Пт ноя 14, 2014 16:23, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2014 20:59 
Не в сети
Балаболка

Зарегистрирован: Сб сен 29, 2012 21:42
Сообщения: 772
Алена, привет.С какого возраста можно заниматься такой терапией?

_________________
По четным-умница, по нечетным-красавица,по выходным- Богиня)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Чт ноя 13, 2014 21:40 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
amina__, привет. Лет с двух обычно начинают. Но играть так можно и раньше, просто обычно психологи работают лет с двух. Родитель играть с ребёнком так может и раньше. Да и психолог может) С того момента, как есть игра.
Игра - это отдельная тема, которую я хочу здесь развернуть, просто сегодня времени уж нет)
Наиболее часто встречаются возрастные рамки 3-12 лет, с примечанием, что они, рамки, могут быть расширены.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Пт ноя 14, 2014 16:22, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 13:28 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Немного теории из книги "Child-Centered Play Therapy" Rise VanFleet, Andrea E. Sywulak.

Виды игровой терапии.

Большинство видов игровой терапии попадают в одну из трех категорий: директивная или структурированная игровая терапия, недирективная игровая терапия или игровая терапия, центрированная на ребенке и семейная игровая терапия.

Директивная игровая терапия подразумевает, что терапевт берет на себя активную лидирующую роль в игре ребенка, обеспечивая структуру, направление, и, зачастую, интерпретацию.

В недирективных или центрированных на ребенке подходах в игровой терапии терапевт ненавязчиво поддерживает ребенка, и дает ему возможность выбирать свое направление (далее - ИТЦР).

В семейной игровой терапии подходы основаны на поддержке взаимоотношений «родитель-ребенок» и помощи родителям в освоении навыков, использование которых построит привязанности и смягчит детское проблемное поведение и трудности в отношениях между родителями и детьми. Семейная игровая терапия также может быть направленной взрослым, или направленной ребенком.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Вт ноя 25, 2014 17:28, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 13:46 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Глубочайшее убеждение ИТЦР состоит в том, что дети имеют врожденные способности - и к решению проблем, которые они испытывают, и к достижению самоконтроля. Все это влечет за собой увеличение компетенций и повышение самооценки ребёнка. Таким образом, фундаментом для ИТЦР является убеждение, что ребенок всегда ведет за собой. В теоретическом и философском обосновании этого подхода имеет место признание человеческих способностей, акцент делается на возможностях всех клиентов, включая детей, выбирать направление пути к выздоровлению. Это не означает, что игровой терапевт играет второстепенную или пассивную роль в ИТЦР. В действительности, роль терапевта в ИТЦР достаточно активна. Терапевт безоговорочно принимает ребенка, сопереживает ребенку и его игре, и, руководствуясь этими принципами, обеспечивает безопасность и структуру. Терапевт обеспечивает атмосферу, которая побуждает ребенка исследовать и преодолевать себя. Иногда детская игра в ИТЦР чрезвычайно символична и легко понимается терапевтом, а в других случаях кажется совершенно случайной, и, даже не имеющей цели.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Пт ноя 14, 2014 14:04, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 13:54 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Описанное ниже может служить примером символичной игры. Игра эта происходила на сеансе семейной терапии с одиннадцатилетней девочкой, находящейся в депрессии. Она играла со своей матерью, которая осваивала FT (вариант недирективной семейной терапии).
Во время сеанса девочка нарисовала на доске сцену похорон, изображающую гроб ее бабушки по материнской линии на краю могилы. Она нарисовала священника, проводящего службу, свою мать и себя; она была единственной фигуркой на рисунке, по лицу которой текли слезы. As the mother acknowledged her daughter’s drawing, her own eyes teared up (образования не хватило перевести, может, кто подскажет?). Девочка повернулась к матери и спросила, почему та не плакала, когда умерла бабушка, а затем, рыдая, уткнулась в колени матери. Пока мать продолжала размышлять по поводу печали дочери в связи с потерей бабушки, и находилась в замешательстве относительно того, почему она тогда не плакала, они обнимали друг друга и плакали вместе. Дочь настаивала на ответе, и мать объяснила, что никогда не плакала, стараясь быть сильной для своей дочери. В конце сеанса девочка встала, подошла к доске и изменила рисунок, - гроб ее бабушки закапывали в землю. Для терапевта и для матери девочки было очевидно, что та не могла «похоронить», свою бабушку, не осознав, что они оплакивают свою потерю вместе с матерью.

Райан, шести лет, был направлен на ИТЦР. Его направила учительница первого класса, так как Райан в классе абсолютно не поддавался контролю. Хотя он участвовал примерно в 20 сеансах игровой терапии, Райан говорил с терапевтом только однажды, - когда она представилась и спросила его имя у входа в игровую комнату перед началом первого сеанса. На первом сеансе Райан был несколько агрессивен; он бил bop bag (такой аналог боксёрской груши), и стрелял из дарт-пистолета по разным предметам в комнате. В середине сеанса Райан вытащил коробку с игрушечными солдатиками и начал расставлять их на полу, создавая сцену битвы. С этого момента игровой сеанс Райана состоял из разыгрывания абсолютно одной и той же сцены битвы без единого слова. Возникал вопрос: что Райан делал, и почему столь однообразная игра была так важна для него? Примерно через 17 сеансов терапевт связалась с учительницей, чтобы выяснить какие произошли, если вообще произошли, изменения в поведении Райана в классе. Учительница восхищенно сообщила, что Райан стал совсем другим ребенком; она объяснила, что он теперь следует правилам поведения в классе, поднимает руку, не ожидая, пока его спросят, и не проявляет агрессивного поведения по отношению к ней или своим сверстникам. У учительницы был только один вопрос: «Какова причина столь резких изменений в нем?» Терапевт (которая была в то время начинающей), отвечала: «Это все моя волшебная палочка». Можно выдвинуть множество гипотез о том, почему в Райане произошли такие резкие изменения, когда он только и делал, что выстраивал солдатиков на каждом сеансе. Теперь, по прошествии многих лет работы, терапевт понимает, что мощным фактором, повлекшим за собой изменения, была его самонаправленная игра и восприятие того, что он получал во время курса сеансов ИТЦР.
ИТЦР является фундаментальным подходом в решении проблем детства. Она широко используется детскими терапевтами, потому что имеет четкие принципы и особый практический опыт, которые могут быть разложены на доступные компоненты. Интересно, что когда Гуэрни впервые концептуализировали FT(вариант недирективной семейной терапии), они убедились в том, что ИТЦР - единственная из форм игровой терапии, которой можно научить родителей, благодаря простоте освоения ее навыков.

"Child-Centered Play Therapy" Rise VanFleet, Andrea E. Sywulak

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Сб ноя 15, 2014 14:27, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 14:01 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
ИТЦР является недирективным подходом, призванным помогать детям с эмоциональными и поведенческими трудностями. Но это не значит, что если у ребёнка нет проблем - ему это не надо. Просто обычно к специалистам обращаются, когда "уже невозможно". Если верить авторам "Child-Centered Play Therapy", это характерно не только для нашей страны).

Самим детям ИТЦР нравится. Просто очень-очень нравится) Это и понятно - на тебе "центрируются" - ты интересен, тебя хотят понять, тебя принимают любым "здесь и сейчас", с тобой честны... Т.е. всё это делать можно только искренне. Это ключевой момент. Если делать это формально - ребёнок поймёт. Терапии отношениями (а это ещё одно, неофициальное название ИТЦР) не получится. А вот если у вас есть силы и желание играть с ребёнком - это легко и приятно, а как бонус - польза ребёнку и вашим с ним отношениям.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 14:55 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
А теперь ещё немного об игре. "Child-Centered Play Therapy"

Большинство форм игровой терапии, включая игровую терапию, центрированную на ребенке (ИТЦР), основывается на предположениях о детской игре и на ее терапевтической ценности. Хотя большинство игровых терапевтов принимают эти предположения, другие могут оспаривать их. Дальнейшее исследование природы и целей игры необходимо, чтобы прояснить ее роль в развитии и терапии.

Ключевые предположения сформулированы многими игровыми терапевтами:

1. Игра является движущей или сильной мотивацией, являющейся частью биологической структуры ребенка. Хотя люди играют на протяжении всей жизни, дети делают это чаще и в большем количестве мест.
2. Игра является мощной эволюционная чертой детства, которая способствует детскому развитию во многих направлениях. Через игру дети развивают моторные, когнитивные, эмоциональные, социальные и духовные способности и компетенции. Многие теоретики в области детского развития черпали свои идеи из наблюдений за детской игрой.
3. Игра выражает внутренний мир детей – их чувства, усилия, ощущения и желания.
4. Игра является формой общения. Через игру дети сообщают свои идеи, устремления, чувства и желания своим товарищам по играм, родителям и терапевтам.
5. Игра простраивает социальные связи. Дети стремятся к игре с другими детьми, играют социальные роли, изучают социальное поведение и традиции через игру. Трансгенерационная игра, когда родители играют со своими детьми, создает привязанности в отношениях между взрослыми и детьми.
6. Игра имеет освобождающий эффект. Игра высвобождает радость и эмоциональное волнение. Игра облегчает страдания и ослабляет или устраняет комплексы.
7. Через игру дети могут прорабатывать и преодолевать свои проблемы. Свобода игры дает им возможность пробовать альтернативные решения без последствий, она обеспечивает детям эмоциональную безопасность, которая дает им возможность исследовать внутренний и внешний мир и использовать креативность в разрешении их трудностей.
8. Игра дает детям опыт силы и контроля, нечасто погружая их в другие ситуации. Дети, руководимые взрослыми, обычно выстраивают свое поведение в соответствии с «социально приемлемыми» нормами. Во множестве мест, включая дом и школу, большую часть времени от них ожидают приспособления под правила взрослых. И, на самом деле, взрослые – это те, кто имеет жизненный опыт, навыки, и понимание того, как брать на себя управление благополучием своих семей или организаций. В своих играх, однако, дети могут брать на себя ответственность с небольшим риском пагубных последствий. Через игру они испытывают ощущение контроля, когда учатся регулировать свои чувства и импульсы. По мере того, как дети социализируются, они учатся приемлемыми способами управлять силой и контролем, и игра дает им безопасный климат, в котором можно это делать.
9. Игра происходит внутри многих контекстов. Социальная игра в любой из ее форм происходит в среде отношений – с братьями и сестрами, сверстниками, родителями или терапевтами. Следовательно, игра, как правило, возникает, только когда дети чувствуют безопасность – физическую и эмоциональную. Игра также происходит в социальных контекстах, таких как кварталы, сообщества и культуры. Дети играют в условиях культуры, в которой они выросли, и игра отражает их культуру и восприятие их мира. И в неблагоприятных социополитических обстоятельствах, таких как влияние бедности или война, может наблюдаться воздействие этих обстоятельств на детскую игру. Альберт Эйнштейн, лауреат Нобелевской премии по физике, однажды заявил: «Воображение важнее, чем знание. Знание ограничено тем, что мы сегодня знаем и понимаем, в то время как воображение заключает в себе целый мир, и все в этом мире всегда будет находиться в процессе познания и понимания». В условиях взаимодействия родителей, учителей и других детских специалистов с детьми, представляется важным принимать и взращивать детское воображение для их же пользы в будущем. Игра является самым естественным и наименее надоедающим способом сделать это.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 15:07 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Ну а в отечественной традиции, фраза "игра - ведущая деятельность дошкольника" уже давно стала аналогом "дважды два - четыре". Психологи и педагоги все как один знают об этом. Тем более удивительно, что на игру детям остаётся всё меньше времени. А на свободную игру и того меньше.
А что значит "ведущая деятельность"? Буквально то, что игра, как локомотив, тянет за собой развитие ребёнка. И хотя бы поэтому детям необходимо играть.
Но в ИТЦР мы не ставим себе цели развивать ребёнка. Да, как побочный эффект, часто получаем то, что ребёнок "учится лучше" и т.п. Но играя с ребёнком "в его игру" мы не заморачиваемся его интеллектуальным развитием. В частности, это выражается в том, что мы не поправляем его, если нам кажется, что он что-то перепутал или ударение неправильно поставил. Мы не подсказываем ему (хотя может возникнуть импульс), как лучше здесь "встать-сесть-пересыпать-распутать-построить-прицелиться" и т.п. Всё, что делает ребёнок в это "особенное время" - самоценно.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Сб ноя 15, 2014 15:52, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 15:24 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Играем дома?

Если Вы осилили приведённую теорию - прекрасно. Если нет - попробуйте почитать других авторов или задать конкретный вопрос здесь, например.

А теперь постараюсь коротко. Если решили попробовать: выбираете время и место, говорите ребёнку, что хотите с ним поиграть так, как он хочет. Ставите будильник на 30-55 минут, это ваше "особенное время", "ты можешь делать всё, что хочешь, если чего-то делать будет нельзя - я тебе об этом скажу".

А дальше - "паровозик едет, ту-ту...", или "ты удивилась", "ты злишься", "тебе грустно", "ему (зайцу-волку-человечку) страшно" (распространённая ошибка новичков - замалчивать негативные чувства, озвучивая только позитивные), или "ты не можешь решить, чем заняться", или "ты врач, и хочешь полечить меня"(и тогда Вы играете ту роль, которую Вам предложили). Игра со старшими детьми требует отдельного объяснения, сейчас писать о ней не буду.
Ещё Вы заранее определяете для себя, что делать нельзя(чтобы не получилось так, что ребёнок уже рассыпает песок/рис/разливает воду, а Вы ещё не поняли, запретить ему это или пусть играет. В итоге может получиться так, что на словах запрета нет, но "непринятие ситуации" Вами ребёнок почувствует, и пострадает доверие.
И играете в его игру, описывая его действия, как спортивный комментатор описывает матч.
Стараетесь угадать/понять его чувства, озвучиваете их. Если ошибётесь - ребёнок поправит. Главное - искренняя попытка понять.
Всё это нейтральным принимающим тоном.
Не ругаете и не хвалите.
Если ребёнок делает что-то недопустимое - говорите об этом, "кидать мне в лицо игрушки нельзя", например. Если это повторяется, даже "случайно" - предупреждаете:".... нельзя, если кинешь мне в лицо снова - особенное время на сегодня закончится". При этом помним, что всё происходящее - самоценно, и нарушение границ в том числе. Тон голоса нейтральный, принимающий. Просто озвучиваем ограничение, не осуждая.
Если ограничение не нарушалось 3 раза, играем до будильника. Будильник - за 5 минут до конца "особенного времени". Говорим: "у нас есть ещё 5 минут". Через 5 минут заканчиваем.
очень может быть, что ребёнок не хочет прекращать. Тогда спокойно, с принятием его чувств, озвучиваем это:"ты не хочешь, чтобы наше с тобой "особенное время" закончилось", или что-то типа того, что отразит чувства ребёнка "здесь и сейчас".
Наиболее часто играют раз в неделю, бывает - 2-3 раза в неделю.
Мне трудно сказать, что нельзя играть так с ребёнком каждый день. Думаю, можно, если это органично для семьи, для ребёнка.
В конце концов, встречала я в литературе предположение, что исторически, до появления разработанной психологами игровой терапии, она существовала в семьях. Когда кто-то из старших "регулярно центрировался на ребёнке"))) Мудрая бабушка, например, играла с ребёнком "в его игру". Навряд ли она составляла себе при этом расписание :)
Про формулировку "особенное время". Это то, как я говорю своему младшему ребёнку. Для старшего другая формулировка. Ведь своему ребёнку не скажешь - пойдём на занятие в игровую комнату)))
Если Вам удобнее выразить эту мысль иначе - вперёд!

Это если "в двух словах" ;-)

Позже напишу какие могут быть варианты создания "достаточно-хорошей-игровой-комнаты" в квартире, где мы живём.
Ну и список желательных игрушек.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Пт ноя 14, 2014 23:18, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 18:27 
Не в сети
Мамочка-эксперт
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт сен 05, 2008 09:40
Сообщения: 2332
Откуда: 8917 88 три 807 два
я лет 7 назад узнала про игровую терапию. Но в контексте аутичных детей. Терапевта тогда называла "игристка" :)))

спасибо Алена!
тема очень важная.
Я как и многие , выросшие без младших братьев и сестер, с детьми долго "разыгрывалась"

_________________
Изображение
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пт ноя 14, 2014 23:06 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
aqwa, спасибо, давно хотела написать об этом, наконец собралась) Спасибо, что подтолкнула :rose:
Да, про работу с аутичными детьми интересный мастер-класс Елена Богина устраивала. Не только про это, но половина мастер-класса была посвящена травматической теории происхождения аутизма, и опыту работы в этом контексте. Между прочим, часть данного материала есть на страничке Ассоциации в разделе видео.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Сб ноя 15, 2014 10:42 
Не в сети
Забежала на минутку
Забежала на минутку

Зарегистрирован: Пн апр 30, 2012 20:53
Сообщения: 99
Алёна спасибо Вам за тему, уверена что она поможет многим родителям больше понимать и принимать своего ребёнка, я об игровой терапии читала, но у меня остались вопросы....не могли бы вы привести побольше примеров недирективной игры. Можно ли так играть сразу с двумя детьми ? или теряется смысл? Или каждому нужно выделить своё "особое время"? А ещё такая вопрос, когда мы начинаем играть....ребёнок теряется с выбором, я же не могу предлогать сама? я же хочу играть в его игру, а он на столько привык к тому что за него решают ( в садике, у бабушки, дома, на занятиях)...что не может определиться как же он САМ хочет играть....?????


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Сб ноя 15, 2014 13:06 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
НАТАХа1, добрый день. С двумя детьми играть можно вместе, можно раздельно. Не могу сказать, что лучше делать так или так. Когда ребёнок один - я центрируюсь только на нём, плюсы очевидны. Когда детей несколько - есть свои интересные моменты. Например, если происходит конфликт интересов - вы рядом и озвучиваете чувства и желания детей "здесь и сейчас". Мне кажется иногда, что в такие моменты я "работаю переводчиком")
Пример.
1) Дети играют. Оля не решила, чем заняться. Миша строит железную дорогу, Оля смотрит заинтересованно, Оля хочет тоже
2) А Миша хочет играть один с этой интересной игрушкой. Оля берёт паровозик
3) Миша хочет отобрать, Миша разозлился.
4) Оля отдала/не отдала паровозик

1)Я-Оле: ты не знаешь, чем заняться... Я-Мише:тебе нравится железная дорога... интересно, как оно крепится...не понятно, почему не получается...ты решил скрепить так... Я-Оле: хм, тебе интересно, что он делает... ты тоже хочешь
2)Я-Мише: ты хочешь, чтобы только ты играл с этим...Я-Оле: ммм, паровозик(если она решилась на это, то реакция чуть другая - ты не уверена...ты всё-таки взяла...).
3)Я-Мише: ты хочешь отобрать, ты разозлился, ты хочешь сам играть с этим и с паровозиком
4)Ты отдала паровозик/ты хочешь играть паровозиком(не хочешь отдавать паровозик)

Если я успела отреагировать чувства, желания, намерения детей - конфликт разрешается сам, без "эскалации насилия". По началу мне это казалось каким-то волшебством))

Я задавала вопрос Елене Богиной, игровому терапевту с потрясающим опытом, она много лет работала в приюте, а это - работа с детьми с серьёзными эмоционально-поведенческими проблемами. Групповая терапия в этом контексте особенно трудна, на мой взгляд. Ведь мы должны создать атмосферу безопасности, а агрессия, активно выраженная, делает ситуацию небезопасной.
Меня интересовало, что делать, если кто-то кого-то ударил. Елена Богина ответила, что такое происходит именно, если мы не успели. И тогда надо оставаться "здесь и сейчас". Да, стало небезопасно. Так и говорим. Далее - остаёмся здесь и сейчас, ситуацию "разруливаем" по эмоциям детей, озвучиваем их. Бояться этого не стоит, это только отвлечёт нас, мы перестанем центрироваться на детях. Эту тему разворачивать можно долго, поэтому пока остановлюсь на этом.


То, что я описала выше, могло произойти менее чем за минуту. И в реальности моих реакций могло быть в разы больше) просто тут ежесекундно отслеживаешь невербальные проявления ребёнка, озвучиваешь их по ходу.
Не забываем о возможности реагировать всяческими ммм, хм, ага и т.п. Не всё уже выразилось так, чтобы назвать, и не всегда это прям необходимо. А эти "хм-ага" помогают и мне, и ребёнку.

Есть общая рекомендация начинающим - говорить меньше. Т.е. не говорить безостановочно. Тем более это можно рекомендовать родителям - т.к. слишком активный поток речи может дать чувство неестественности.

При групповой работе, если Вы заведёте себе ещё парочку малышей :-) с 2-3-4 детьми Ваше внимание будет хорошо так нагружено. Очень важно, чтобы внимание уделялось каждому ребёнку.

Если ребёнок имеет сложности с самонаправленностью, это и отражаем - "ты не знаешь, чем заняться" - "ты хочешь, чтобы я решила", "ты всё-таки очень хочешь, чтобы я выбрала".

Если у кого-то более 4-5 деток, не советую начинать ИТЦР в группе. Начните по одному. Т.к. групповая работа не оставляет времени ни на что, вы просто не успеете.

Если же в семье 2-3 ребёнка, можно попробовать "поцентрироваться" без объявления "особенного времени". Просто сесть рядом с ними, и редко-редко "поотражать". Так же можно сделать и с 1 ребёнком, если вы чувствуете себя неуверенно. Чувство неуверенности отвлекает, мы перестаём центрироваться. Отпустите тревогу, дайте себе время, двигайтесь в своём темпе.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Сб ноя 15, 2014 14:20, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Сб ноя 15, 2014 14:14 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
"Классическая школа"(почитайте Экслайн, очень легко и образно, описаны сессии с одним и тем же ребёнком на протяжении двух лет, кажется) предполагает, что если ребёнок в начале занятия молчит - молчим и мы.

Это правильно с той точки зрения, что в ИТЦР нет цели развлечь и помочь ребёнку традиционным способом. Мы не делаем выбор за него, не развлекаем, просто даже не рассматриваем вопрос под этим углом зрения. Мы исходим из того, что каждый ребёнок может помочь себе сам, если мы создадим нужную ситуацию доверия, уважения, принятия, безопасности и т.п.

Однако, Rise VanFleet и Andrea E. Sywulak, авторы цитируемой выше книги, говорят о том, что в нашей ментальности, порой, молчание взрослого может быть расценено ребёнком как знак неодобрения. Это необходимо учитывать. Я сама столкнулась с этим однажды. В этой ситуации правильно было бы озвучить чувства ребёнка, на понятном ему языке. "тебе неуютно", "тебе не нравится...", "ты чувствуешь себя некомфортно"(для тех, кто постарше).

Шанс, что подобная проблема возникнет в ИТЦР с мамой, минимальны, на вой взгляд. Но всё может быть, поэтому пишу.

Если же ребёнок настойчиво хочет, чтобы мама выбрала за него, а мы уже сказали ему "ты не знаешь, чем заняться", "ты хочешь, чтобы я решила", "ты всё-таки очень хочешь, чтобы я выбрала" (так говорю я, вы можете говорить своими словами, главное - чтобы органично получалось);
если ребёнок настойчиво хочет нашего выбора... мы ж его принимаем любым? принимаем ;-) Rise VanFleet и Andrea E. Sywulak допускают сперва попробовать сформулировать, например, так: ты можешь не делать ничего, а можешь что-то делать. Это особенная комната и особенное время, ты можешь делать то, что хочешь(если чего-то делать нельзя, я тебе об этом скажу). Взяла в скобки вот почему.

По поводу этой фразы нет единства мнений.
Часть терапевтов считает, что она может вызвать тревогу у ребёнка.
Я отношусь у тем, кто проговаривает её "невинным тоном", не знаю даже как иначе объяснить :-) Это звучать должно...ммм... так, чтобы не вызывать тревогу :) Просто без этой фразы я буду чувствовать себя не до конца честной. Т.е. как так: можно всё - и вдруг ограничения возникли???? на мой взгляд, это нечестно)

Если эта полумера не сработала, и ребёнок хочет, настаивает чтобы мы ответили - допустимо перечислить как можно больше всего-всего, чем можно заняться, в голосе не должно быть намёка на предпочитаемую деятельность.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Вт ноя 25, 2014 17:44, всего редактировалось 5 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Сб ноя 15, 2014 14:56 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
Когда мама занимается ИТЦР с ребёнком, есть пара "скользких" моментов. Почему терапевту лучше работать с ребёнком наедине, без мам-пап (это не значит, что семейная ИТЦР хуже, в каждой есть свои плюсы). Мама/папа - столь важные фигуры в жизни ребёнка, так много от них зависит, так много разных чувств они, порой, вызывают... что часть этих чувств не принимаются ни обществом, ни самим ребёнком. Но они могут иметь место.
Поэтому - сперва сценка из одного случая.

Мальчик берёт фигурки семьи, играет с ними в песочнице.
Укладывает всех, кроме мамы, лицом на землю, а мама "идёт по головам", втаптывая их в песок.

Самое время тут упомянуть о ещё одном "правиле". Как правило, имеет смысл не называть игрушку конкретно, не говорить "мама идёт по папе, бабушке..." и т.п.
Она. Они. Это хорошие слова. Ребёнок сам уточнит, если надо. Не надо бежать впереди паровоза. Не надо торопить, в том числе, и осознание. А, может, и без осознания ребёнок всё себе "поправит". В любом случае, пусть ребёнок определяет кто сейчас эта конкретная игрушка, хоть пирожком назовёт и в печь посадит)

У Пиотровской есть красивый образ: "Не разворачивать лепестки руками", - это о недирективном подходе, он применим и к конкретным ситуациям в вашей практике.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Пт авг 07, 2015 10:51, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пн ноя 24, 2014 16:51 
Не в сети
Говорунья
Говорунья
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пн авг 03, 2009 13:55
Сообщения: 679
интересно....

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Пн ноя 24, 2014 19:48 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко

Зарегистрирован: Вт окт 29, 2013 20:20
Сообщения: 105
Откуда: Набережные Челны
Очень интересно! Ждём продолжения!

_________________
Изображение[/url]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт ноя 25, 2014 18:00 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
lusildaimax, задавайте вопросы, т.к. просто писать, "без запроса", пока нет времени. А в конкретной ситуации буду рада помочь разобраться :)

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Чт янв 22, 2015 13:58 
Не в сети
Забежала на минутку
Забежала на минутку
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Ср янв 09, 2013 12:33
Сообщения: 8
Откуда: квартал
Аленочка, солнышка, рада тебя встретить, шабашку не берешь?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Чт янв 22, 2015 15:38 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
ирася, и я очень рада! свою игровую я ликвидировала, оборудование увезла на основное место работы, работа "со стороны" запрещена. Так что пока ответ "нет". Хотя, Вы знаете, если прям ну ооочень надо, я что-нибудь могу придумать, но только если правда ооочень надо)))

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт янв 27, 2015 20:01 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
о том, что сегодня происходит с детской игрой.
Цитата:
Психолог Питер Грей приводит неопровержимые доказательства того, что играть в детстве гораздо важнее, чем ходить в школу.

Перевод Ирины Калитеевской.

Я рос в пятидесятые. В те времена дети получали образование двух видов: во-первых, школьное, а во-вторых, как я говорю, охотничье-собирательское. Каждый день после школы мы выходили на улицу поиграть с соседскими детьми и возвращались обычно затемно. Мы играли все выходные и лето напролет. Мы успевали что-нибудь поисследовать, поскучать, самостоятельно найти себе занятие, попасть в истории и из них выпутаться, повитать в облаках, найти новые увлечения, а также прочитать комиксы и прочие книги, которые нам хотелось, а не только те, что нам задали.
Вот уже больше 50 лет взрослые шаг за шагом лишают детей возможности играть. В своей книге «Дети за игрой: американская история» Говард Чудакофф назвал первую половину XX века золотым веком детских игр: к 1900 году исчезла острая необходимость в детском труде, и у детей появилось много свободного времени. Но начиная с 1960-х взрослые принялись урезать эту свободу, постепенно увеличивая время, которое дети вынуждены проводить за школьными занятиями, и, что еще важнее, все меньше и меньше позволяя им играть самим по себе, даже когда они не в школе и не делают уроки. Место дворовых игр стали занимать спортивные занятия, место хобби — внешкольные кружки, которые ведут взрослые. Страх заставляет родителей все реже и реже выпускать детей на улицу одних.
По времени закат детских игр совпадает с началом роста числа детских психических расстройств. И это нельзя объяснить тем, что мы стали диагностировать больше заболеваний. Скажем, на протяжении всего этого времени американским школьникам регулярно раздают клинические опросники, выявляющие тревожные состояния и депрессию, и они не меняются. Из этих опросников следует, что доля детей, страдающих тем, что теперь называют тревожным расстройством и глубокой депрессией, сегодня в 5-8 раз выше, чем в 1950-е. За тот же период процент самоубийств среди молодых людей от 15 до 24 лет увеличился больше чем в два раза, а среди детей до 15 лет — учетверился. Нормативные опросники, которые студентам колледжей раздают с конца 1970-х, показывают, что молодежь становится все меньше склонна к эмпатии и все больше — к нарциссизму.
Дети всех млекопитающих играют. Почему? Зачем они тратят энергию, рискуют жизнью и здоровьем, вместо того чтобы набираться сил, спрятавшись в какой-нибудь норе? Впервые с эволюционной точки зрения на этот вопрос попытался ответить немецкий философ и натуралист Карл Гроос. В 1898 году в книге «Игра животных» он предположил, что игра возникла в результате естественного отбора — как способ научиться навыкам, необходимым для выживания и размножения.
Теория игры Грооса объясняет, почему молодые животные играют больше, чем взрослые (им еще надо многому научиться), и почему чем меньше выживание животного зависит от инстинктов и чем больше — от навыков, тем чаще оно играет. В значительной степени предсказать, во что животное будет играть в детстве, можно исходя из того, какие умения ему понадобятся для выживания и размножения: львята бегают друг за другом или крадутся за партнером, чтобы потом неожиданно на него наброситься, а жеребята зебры учатся убегать и обманывать ожидания противника.
Следующей книгой Грооса стала «Игра человека» (1901 год), в которой его гипотеза распространялась на людей. Люди играют больше всех остальных животных. Человеческие дети, в отличие от детенышей других видов, должны выучиться множеству вещей, связанных с культурой, в которой им предстоит жить. Поэтому, благодаря естественному отбору, дети играют не только в то, что нужно уметь вообще всем людям (скажем, ходить на двух ногах или бегать), но и навыкам, необходимым представителям именно их культуры (например, стрелять, пускать стрелы или пасти скот).
Основываясь на работах Грооса, я опросил десять антропологов, которые в общей сложности изучили семь различных охотничье-собирательских культур на трех континентах. Выяснилось, что у охотников и собирателей нет ничего похожего на школу — они считают, что дети учатся, наблюдая, исследуя и играя. Отвечая на мой вопрос «Сколько времени в изученном вами обществе дети проводят за игрой?», антропологи в один голос ответили: практически все время, когда не спят, начиная примерно с четырех лет (с этого возраста их считают достаточно ответственными, чтобы оставаться без взрослых) и заканчивая 15-19 годами (когда они по собственной воле начинают брать на себя какие-то взрослые обязанности).
Мальчики играют в выслеживание и охоту. Вместе с девочками они играют в поиск и выкапывание съедобных корешков, в лазанье по деревьям, приготовление еды, строительство хижин, долбленных каноэ и прочих вещей, значимых для их культур. Играя, они спорят и обсуждают проблемы — в том числе те, о которых услышали от взрослых. Они делают музыкальные инструменты и играют на них, танцуют традиционные танцы и поют традиционные песни — а иногда, отталкиваясь от традиции, придумывают что-то свое. Маленькие дети играют с опасными вещами, например с ножом или огнем, потому что «как же они иначе научатся ими пользоваться?». Все это и многое другое они делают не потому, что кто-то из взрослых их к этому подталкивает, им просто весело в это играть.

Параллельно я исследовал учеников очень необычной массачусетской школы, Школы Садбери Вэлли. Там ученики, которым может быть от четырех лет до девятнадцати, целыми днями делают все, что захотят — запрещено только нарушать некоторые школьные правила, не имеющие, впрочем, никакого отношения к образованию, задача этих правил — исключительно поддерживать мир и порядок.
Большинству людей это кажется безумием. Но школа существует уже 45 лет, и за это время выпустила несколько сот человек, у которых все в порядке. Выясняется, что в нашей культуре дети, предоставленные самим себе, стремятся научиться ровно тому, что имеет ценность в нашей культуре и дает им впоследствии возможность найти хорошую работу и получать от жизни удовольствие. Играя, ученики этой школы учатся читать, считать и пользоваться компьютерами — и делают это с той же страстью, с которой дети охотников и собирателей учатся охотиться и заниматься собирательством.
Школу Садбери Вэлли объединяет с группами охотников и собирателей (совершенно верная) установка на то, что образование должно находиться в зоне ответственности детей, а не взрослых. И там, и там взрослые являются заботливыми и знающими помощниками, а не судьями, как в обычных школах. Кроме того, они обеспечивают детям возрастное разнообразие, потому что игра в смешанной возрастной группе лучше способствует образованию, чем игра сверстников.
Уже больше двадцати лет люди, формирующие образовательную повестку на Западе, побуждают нас следовать примеру азиатских школ — в первую очередь японских, китайских и южнокорейских. Там дети больше времени уделяют учебе и в результате получают более высокие баллы на стандартизированных международных тестах. Но в самих этих странах все больше людей называют свою образовательную систему провальной. В статье, вышедшей не так давно в The Wall Street Journal, известный китайский педагог и методист Цзян Сюэцинь писал: «Недостатки системы, требующей зубрежки, хорошо известны: нехватка социальных и практических навыков, отсутствие самодисциплины и воображения, потеря любопытства и стремления к образованию... Мы поймем, что китайские школы меняются к лучшему, когда оценки начнут падать».
Несколько десятилетий американские дети разных возрастов — с детского сада и до конца школы — проходят так называемые «Тесты творческого мышления Торренса», комплексные измерения креативности. Проанализировав результаты этих исследований, психолог Кюнхи Ким пришел к выводу, что с 1984 до 2008 года средний результат теста для каждого класса упал на показатель, превышающий допустимое отклонение. Это значит, что больше 85% детей в 2008 году показали худший результат, чем среднестатистический ребенок в 1984-м. Другое исследование, которое психолог Марк Рунко провел со своими коллегами из Университета Джорджии, показало, что тесты Торренса предсказывают будущие достижения детей лучше, чем тест на IQ, успеваемость в старшей школе, оценки одноклассников и все прочие способы, известные на сегодняшний день.
Мы спрашивали выпускников Садбери Вэлли, во что они играли в школе и в каких областях работали после ее окончания. Во многих случаях ответы на эти вопросы оказались взаимосвязанными. Среди выпускников были профессиональные музыканты, которые в детстве много занимались музыкой, и программисты, которые большую часть времени играли в компьютеры. Одна женщина, капитан круизного лайнера, в школе все время проводила в воде — сначала с игрушечными лодочками, потом на настоящих лодках. А востребованный инженер и изобретатель, как выяснилось, все свое детство мастерил и разбирал разные предметы.
Игра является лучшим способом приобретения социальных навыков. Причина — в ее добровольности. Игроки всегда могут выйти из игры — и делают это, если им не нравится играть. Поэтому целью каждого, кто хочет продолжить игру, является удовлетворение не только своих, но и чужих потребностей и желаний. Чтобы получать от социальной игры удовольствие, человек должен быть настойчивым, но не слишком авторитарным. И надо сказать, это касается и социальной жизни в целом.

Понаблюдайте за любой группой играющих детей. Вы увидите, что они постоянно договариваются и ищут компромиссы. Дошкольники, играющие в «семью», большую часть времени решают, кто будет мамой, кто ребенком, кто что может взять и каким образом будет строиться драматургия. Или возьмите разновозрастную компанию, играющую во дворе в бейсбол. Правила устанавливают дети, а не внешняя власть — тренеры или арбитры. Игроки должны сами разбиться на команды, решить, что честно, а что нет, и взаимодействовать с командой противника. Всем важнее продолжить игру и получить от нее удовольствие, чем выиграть.
Я не хочу чрезмерно идеализировать детей. Среди них встречаются хулиганы. Но антропологи говорят о практически полном отсутствии хулиганства и доминирующего поведения среди охотников и собирателей. У них нет вождей, нет иерархии власти. Они вынуждены всем делиться и постоянно взаимодействовать друг с другом, потому что это необходимо для выживания.
Ученые, которые занимаются играми животных, утверждают, что одна из главных целей игры — научиться эмоционально и физически справляться с опасностями. Молодые млекопитающие во время игры снова и снова ставят себя в умеренно опасные и не слишком страшные ситуации. Детеныши одних видов неуклюже подпрыгивают, усложняя себе приземление, детеныши других бегают по краю обрыва, на опасной высоте перескакивают с ветки на ветку или борются друг с другом, по очереди оказываясь в уязвимой позиции.
Человеческие дети, предоставленные сами себе, делают то же самое. Они постепенно, шаг за шагом, подходят к самому сильному страху, который могут выдержать. Делать это ребенок может только сам, его ни в коем случае нельзя заставлять или подстрекать — вынуждать человека переживать страх, к которому он не готов, жестоко. Но именно так поступают учителя физкультуры, когда требуют, чтобы все дети в классе забирались по канату к потолку или прыгали через козла. При такой постановке задачи единственным результатом может быть паника или чувство стыда, которые лишь уменьшают способность справляться со страхом.
Кроме того, играя, дети испытывают злость. Вызвать ее может случайный или намеренный толчок, дразнилка или собственная неспособность настоять на своем. Но дети, которые хотят продолжить игру, знают, что злость можно контролировать, что ее нужно не выпускать наружу, а конструктивно использовать для защиты своих интересов. По некоторым свидетельствам, молодые животные других видов тоже учатся регулировать злость и агрессию с помощью социальной игры.
В школе взрослые несут за детей ответственность, принимают за них решения и разбираются с их проблемами. В игре дети делают это сами. Для ребенка игра — это опыт взрослости: так они учатся контролировать свое поведение и нести за себя ответственность. Лишая детей игр, мы формируем зависимых и виктимных людей, живущих с ощущением, что кто-то облеченный властью должен говорить им, что делать.
В одном из экспериментов крысятам и детенышам обезьян позволяли участвовать в любых социальных взаимодействиях, кроме игр. В результате они превращались в эмоционально искалеченных взрослых. Оказавшись в не очень опасной, но незнакомой среде, они в ужасе замирали, не в силах преодолеть страх, чтобы осмотреться. Столкнувшись с незнакомым животным своего вида, они либо сжимались от страха, либо нападали, либо делали и то, и другое — даже если в этом не было никакого практического смысла.
В отличие от подопытных обезьян и крыс, современные дети пока что играют друг с другом, но уже меньше, чем люди, которые росли 60 лет назад, и несопоставимо меньше, чем дети в обществах охотников и собирателей. Думаю, мы уже можем видеть результаты. И они говорят о том, что этот эксперимент пора прекратить.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Ср фев 11, 2015 23:29 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
ролик об игровой терапии

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Ср апр 22, 2015 20:01, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт апр 21, 2015 18:42 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт июн 24, 2011 15:44
Сообщения: 160
Откуда: Советский р-н
a_lena писал(а):
Позже напишу какие могут быть варианты создания "достаточно-хорошей-игровой-комнаты" в квартире, где мы живём.
Ну и список желательных игрушек.

Здравствуйте)) Какая прекрасная тема. Заинтересовало, какие игрушки надо? Может, чему-то особенно уделить внимание.
С двумя пока не очень получилось :-) Младшая требует внимания только себе.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт апр 21, 2015 19:18 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
-Феерия-, здравствуйте) очень рада, что Вы играете) Начинать проще по одному, тем более, так каждый получит "только своё собственное особенное время", это важно :)

вот что об игрушках пишет Лэндрет Г.Л. в книге "Игровая терапия: искусство отношений":

"...следует отбирать такие игрушки и материалы, которые облегчают решение семи основных задач в игровой терапии: установление позитивных отношений с ребенком, выражение широкого спектра чувств, проработка опыта реальной жизни, практическая проверка ограничений, развитие позитивного образа Я, развитие самопознания, возможность развития самоконтроля"

Далее он предлагает такие группы игрушек:

1. Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби) (СНОСКА: Гамби – кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом. (прим. Перев.) могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы и семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками. Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, поскольку с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств. Когда дети будут готовы, они выберут такие игровые средства, которые помогут им выразить свои чувства более полно и открыто. Готовность терапевта или его желание, чтобы ребенок выразил те или иные чувства, не имеет значения. Ребенка никогда не следует заставлять обсуждать какие-то темы или выражать чувства. Когда ребенок почувствует, что он в безопасности, его опыт принимается, а терапевту можно верить, выражение чувств будет спонтанным.
Касса обеспечивает возможность быстрого чувства контроля в процессе того, как ребенок нажимает на клавиши и называет цифры. Машина или грузовик создают повод для того, чтобы двигаться по комнате и исследовать ее. Кроме того, это безопасный способ приблизиться к терапевту, узнать, «что такое терапевт», когда ребенок находится в физической близости к нему. Есть неуловимые причины того, почему ребенок делает в игровой комнате то, что он делает, и терапевт должен уметь различать все возможные мотивы поведения ребенка. Наличие классной доски тоже свидетельствует о дозволенности – это важное сообщение для многих детей, которые приходят в игровую из класса, где правило гласит: «Не пачкай доску!». Атмосфера дозволенности имеет решающее значение, если цель терапевта — установить контакт с внутренним миром ребенка, а не ориентироваться на его внешне благополучное поведение, которого, как знает ребенок, обычно ждут от него взрослые.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игровой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Структурированные игрушки и материалы, такие как «боп бэг» (такая "боксёрская груша"), игрушечные солдатики, крокодил «би-ба-бо» (СНОСКА: Кукла, которая надевается на руку, типа кукол, использующихся в кукольных театрах. (Прим. ред.), ружья и резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации. В располагающей обстановке игровой комнаты агрессивные дети чувствуют, что им позволено выражать агрессивные чувства; от этого они испытывают удовлетворение и постепенно у них развиваются более позитивные чувства. Стрельба, закапывание, кусание, битье и ножевые удары в игровой комнате приемлемы, поскольку они выражаются символически. Интенсивность, с какой в игровой комнате выражаются агрессивные чувства, может иногда смутить начинающего терапевта. В таких ситуациях терапевт должен понимать, что необходимо защищаться от возникающего чувства неловкости, и неуверенности, стараться удержаться от вмешательства в процесс самовыражения ребенка. Однако временами бывает необходимо установить границы поведения ребенка, если, например, Он принимается разбрасывать песок по всей комнате. Забивая гвозди в полено из мягкой древесины или барабаня по вешалке, ребенок отреагирует чувства и в то же самое время сосредотачивает на этом действии внимание и энергию, усиливая тем самым степень концентрации.
Джайнотт (Ginott, 1961) предлагает включить в этот перечень также игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы. Такие дети, например, не будут стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять в льва. Некоторые дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игрушечного крокодила. Примером материала, который может быть отнесен к двум категориям, является глина: она может служить для выражения творческого потенциала и для отработки агрессивных чувств. Глину можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски. Кроме того, ребенок может пользоваться глиной, чтобы вылепить фигурки для игры.

_________________
Изображение


Последний раз редактировалось a_lena Ср апр 22, 2015 20:04, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт апр 21, 2015 19:21 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода, пожалуй, наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры, однако их реже всего можно найти в интерьере игровой терапии, хотя даже Джайнотт (Ginott, 196I) описывает воду как наиболее эффективное терапевтическое средство из всех игровых материалов. Отсутствие песка и воды в интерьере игровой терапии чаще всего бывает вызвано тем, что психотерапевт плохо переносит беспорядок, любит, чтобы все было чисто и аккуратно. Такое нежелание может проистекать также из вполне законной мысли о неизбежности предстоящей уборки. Однако не думаю, чтобы все эти причины были серьезными, поскольку вовремя введенные ограничения позволят удержать большую часть песка и воды в отведенных для них емкостях. Даже когда терапия проводится не в специальной комнате, а в ограниченном пространстве, сковорода со слоем песка в 3 см и ведро с водой, наполненное на 5 см, вполне подойдут для наших целей. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в поверхность луны, зыбучие пески, пляж, в чистящее вещество – возможности здесь безграничны. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей.
Кубики могут быть домами, их можно швырять, их можно ставить друг на друга и разбрасывать – все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувство удовлетворения, поскольку не существует «правильного» способа игры с кубиками. Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкаться, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выражать свои чувства.

Лэндрет предлагает такой минимум игрушек:

Ниже перечисляется тот минимум игрушек, которые требуются для проведения игровой терапии. Эти игрушки рекомендуются потому, что они могут вызвать разнообразную экспрессию и их легко транспортировать в чемодане или хранить в углу комнаты или кладовки.
цветные карандаши, газетная бумага,
тупые ножницы, бутылочка с соской (пластиковая),
резиновый нож, кукла,
глина или пластилин, ружье с дротиками,
наручники, игрушечные солдатики (достаточен набор из 20 фигурок),
две игрушечные тарелки и чашки (пластиковые или жестяные),
ложки (избегайте вилок из-за острых зубцов),
маленький самолет, машинка,
маска Одинокого Рыцаря (СНОСКА: Одинокий Рыцарь — супер-герой из детского телевизионного сериала в США, совершающий множество подвигов. Лицо его закрыто черной полумаской. (Прим. перев.),
гуттаперчивый мячик (резиновый мячик слишком сильно прыгает),
гнущийся Гамби (фигура с непрорисованным лицом),
палочки от «эскимо», ершики для чистки бутылок,
хлопковые веревки, телефон,
агрессивные куклы «би-ба-бо» (крокодил, волк или дракон),
гнущаяся кукольная семья,
мебель для кукольного домика (по крайней мере, спальня, кухня и ванная),
маленькая картонная коробка, на дне которой расчерчены комнаты (прорежьте дверь на одной из сторон и окно на другой; она может служить также контейнером для хранения игрушек),
прозрачная лента,
игрушечные украшения.

Если есть специальное место для хранения игрушек, можно ввести в этот набор надувные полиэтиленовые игрушки типа «неваляшки». В стационарных условиях полезно также иметь пластмассовую емкость размером со сковородку со слоем песка в два сантиметра. Если смущает проблема уборки, вместо песка можно использовать рис.

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт апр 21, 2015 19:42 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
От себя могу добавить, какие игрушки в моей практике пользуются наибольшей популярностью, мой "минимальный набор", который я беру с собой, когда практикую не в рабочем кабинете.

Кукольная семья (маленькие игрушки), кукольный домик (минимальная мебель к нему), контейнер с рисом (вместо песка), ложки/вилки/кастрюля/тарелки/чашки/черпаки (такие мерные ложки), животные (маленькие), игрушки из киндеров (всяческие), заборчик (несколько секций), пожарная машина, скорая помощь, самолёт, динозавры разных размеров (в том числе зубастые и открывающие/закрывающие пасть), "перчаточный дракон" и маленький дракончик, надувной молоток, дартс магнитный, дартс-пистолеты (и щиты к ним), солдатики, маски, кукла-малыш ("грудной ребёнок"), одежда к нему/погремушка/бутылочка/люлька, пластилин, нитки, цепочка, камешки разноцветные, сундучок, скотч, карандаши, краски, ластик, ножницы (с закруглёнными концами), касса, деньги, икеевский поезд (на магнитах), мячики (в том числе мягкий тряпичный), телефон, медицинский набор (настоящий статоскоп, настоящий шприц, белый халат, игрушечный лейкопластырь, и "по мелочи" из детского набора). Ещё большой тряпичный мешок "как у деда мороза"(я туда складываю маски, а дети складывают что придумают :-) неожиданно интересная штука :))
Был ещё надувной "боксёрский мешок", пользовался бешеной популярностью, не пережил :-) Продаётся в спортмастере и аналогичных магазинах. :)
Дома, если есть возможность, хорошо ещё наполнить контейнер водой, к нему можно прозрачные шарики (а можно и без них). Только подумать заранее, что можно делать с водой, а что нельзя!

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт апр 21, 2015 21:00 
Не в сети
Обживает гнездышко
Обживает гнездышко
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Пт июн 24, 2011 15:44
Сообщения: 160
Откуда: Советский р-н
Спасибо)) пожарной машины, самолета, солдатиков, дартс и боксерского мешка нет :write:

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: НЕДИРЕКТИВНАЯ ИГРОВАЯ ТЕРАПИЯ. Играем дома?
СообщениеДобавлено: Вт апр 21, 2015 21:02 
Не в сети
Живущая в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Сб ноя 27, 2010 13:43
Сообщения: 4096
Откуда: московский
-Феерия-, надувной молоток с драконами/динозаврами всегда с вами?)))

_________________
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 90 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Для обращения к администрации нажмите ЗДЕСЬ
POWERED_BY
Русская поддержка phpBB