Главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти: мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. реально выполнять функции старших ребенок не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями.
Ведущим видом деятельности выступает сюжетно-ролевая игра. Именно в ней ребенок берет на себя роль взрослого, выполняя его социальные, общественные функции. Но наряду с освоением новых видов игр, на передний план выходит понятия «правил игры» и проигрыш. Здесь родители часто сталкиваются с неадекватной реакцией детей на него.
Казалось бы ничего страшного — сейчас проиграл, потом выиграешь...Но у дошкольников неадекватно завышенная самооценка. Дети эгоцентричны, а часто эгоистичны. Они «самые-самые» и проигрыш для многих часто просто не представляется удовлетворительным исходом игры.
Что же делать?
Часто родители идут на поводу своих чад и поддаются...Стоит ли говорить, что это не выход?...
Сейчас ребенок осваивает способы реагирования на все, что может ему встретиться в жизни и такая стратегия может стать для него губительной в подростковом возрасте. Что бы научиться справляться с эмоциями (гневом, печалью и пр.), надо их испытать. Необходимо отнестись к такой ситуации как к возможности чему-то научить ребенка, подготовить его к взрослой жизни. К тому же, если ребенок не испытывает подобные эмоции, он не сможет понять чувств других в подобных ситуациях. Таким образом, у него развивается эмпатия, он становится более чутким.
Что бы ребенок не замкнулся и не потерял интерес к играм вообще, необходимо его приободрить. Но слова « у тебе потом получится» вряд ли его утешат. Просто проявите сочувствие.
Скажите, что когда вы были маленькими, то тоже не любили проигрывать, но ваша мама или папа никогда не поддавались, вы много трудились и научились выигрывать так здорово, что любого могли обыграть. Главное, что вы его понимаете. Детям часто не хватает поддержки именно
с позиции равного, а не с высоты наставника.
Попробуйте научить другим реакциям на проигрыш. Скажем, потопать ногами, или порычать. Особенно, это эффективно в спортивных соревнованиях.
Если ребенок очень бурно реагирует на проигрыш, то попробуйте для начала играть бОльшим количеством игроков, но только с победителем. Без вторых и последних мест. Один победил, игра начинается снова.
Идем дальше…все прекрасно знают, что дети безусловно копируют своих родителей. Так здесь. Реакции детей запрограммированы поведением родителей в подобных жизненных ситуациях. Часто мамы это делают неосознанно, и не подозревают, что именно этот жест, реакция и мимика задают программу для реакций ребенка. Припомните, что вы говорите, когда не успеваете на автобус? Или когда коллега делает работу лучше вас? Словом, а сами вы легко реагируете, когда что-то идет не по-вашему??? Если нет, то откуда взяться умению проигрывать?
Часто родители излишней похвалой сами концертируют внимание детей на конечном результате. Конечно, детей необходимо хвалить, Но похвала может звучать так, что она слишком акцентирует то, что порой лучше воспринимать как само собой разумеющееся. Похвала может слишком сильно мотивировать в одном лишь направлении. Вспомните — за что обычно вы хвалите? За получившийся рисунок или за то, как долго и усердно ребенок рисовал? В таком случае, попытайтесь вспомнить, как было здорово играть, как хорошо, что вы вместе провели время, переживали и соревновались. Словом, сконцентрируйте внимание ребенка именно на процессе.
И, наконец, задумайтесь, как бы вы хотели, что бы ваш ребенок реагировал на неудачу в старшем возрасте? Спокойно проиграв, бросал новую затею, или, позлившись, пытался добиться успеха вновь и вновь?