1 гимнастика Для произнесения звука "Р" необходима сложная ра-бота всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к альвеолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воздушной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к вер-хним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необ-ходимых движений языка и воздушной струи способст-вуют следующие упражнения:
Чьи зубы чище?
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение вла-деть языком.
Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Методические указания:
Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
Маляр
Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончи-ком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Методические указания:
Губы и нижняя челюсть дол-жны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
Кто дальше загонит мяч?
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерыв-ную воздушную струю, идущую посередине языка.
Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
Нижняя губа не должна на-тягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следить, чтобы дети произносили звук "ф", а не звук "х", т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
Пощелкать кончиком языка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Методические указания:
Упражнение сначала вы-полняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. Ес-ли у ребенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему выполнить упражнение "Приклей конфетку", а потом вернуть к этому упражнению. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Вкусное варенье
Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передние краем языка облизать верхнюю губу, делая движение язы-ком сверху, вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, на "надсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать ее пальцем). Язык должен быть широ-ким, боковые края его касаются углов рта.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем язы-ка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Методические указания:
Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Барабанщики
Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабаты-вать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук "д": д-д-д. Сначала звук "д" произносить медленно. Постепенно убыстрять темп.
Методические указания:
Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть непод-вижна; работает только язык. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара - не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. 3вук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воз-душная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
2 сама постановка-подберите подходящий метод
Открыть рот, на одном выдохе длительно произносить звук «ддд» в быстром темпе, ритмично. При этом язык должен смыкаться не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серии звуков сильно подуть на кончик языка, при этом возникает вибрация.
Протяжно произносить звук «ж» без округления губ и с перемещением переднего края языка несколько вперед, к деснам передних зубов или альвеолам. Звук произносится со значительным напором воздуха. В это время под язык вводится шпатель и быстрыми движениями шпателем вправо влево вызываются колебания языка. Во время тренировок выдыхаемая струя должна быть сильной.
Также можно поставить звук «р» от слогового сочетания «ззза». При этом язык должен находиться у альвеол, рот приоткрыт. Во время произнесения вводится шпатель и быстро провести им из стороны в сторону. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук «р». При постановке мягкого «р» применяется тот же прием, но с помощью слога «зи».
и еще ставится от мягкого Р "рь"(если говорит)-сильным напором воздуха,или через лягкий Л "ль"-на произношение сыльно выдыхать.
главное выполняйте перед зеркалом
|