Попробуйте поговорить с ребенком о его страхах и выяснить что именно его пугает в каждой конкретной ситуации.
Вот мы сегодня, например, ходили к стоматологу. Год назад там были последний раз, тогда он не боялся, а сейчас ему 4 года и это нормально в этом возрасте испытывать страхи, потому как ребенок уже многое понимает. В этот раз - ни в какую, уперся, в кабинет ни ногой. Я его отвела в сторонку и вопросы наводящие задаю: ты боишься идти? Что именно тебя пугает: тетя в маске (реально страшно - у человека только глаза
), незнакомый человек, что будет больно,... Обязательно предлагайте варианты, потому как ребенок в состоянии страха не может вам объяснить что именно его пугает. Чаще всего ребенка пугает неизвестность - подробно объясните что и как будет происходить, как себя нужно вести, и т.д. Потом нашу глобальную задачу дробим на много маленьких, нестрашных: давай дойдем до двери, заглянем, осмотримся, потом подойдем поближе (тут полезно найти интересный предмет-маячок, детки быстро переключаются и интерес обычно преобладает над страхом), потом потрогаем (тактильный контакт не менее важен, чем зрительный). А дальше смотрите, может на первый раз этого достаточно будет, в следующий раз ребенок будет себя чувствовать увереннее, т.к. обстановка уже знакомая и пойдет дальше. Главное уверенность и заинтересованность в голосе, никакого насилия и маленькими шагами. И все получится.
По поводу оставлять у бабушки: придумайте какое-нибудь важное дело, что без его помощи бабушке не справиться, а сделать сможет только он. Тут будет два момента: с одной стороны ребенок почувствует себя уже взрослым, что без него не справляются, а с другой стороны дети очень любят помогать и если их просить что-то делать, то они легко вовлекаются в процесс и им уже не до мамы и папы. Можете быть свободны... Давайте ребенку больше самостоятельности, чтобы он почувствовал себя увереннее, почаще говорите, что он у вас уже большой и может что-то делать сам: хотя бы одеваться-раздеваться, чистить зубы и убирать за собой игрушки. Не идите на поводу: не делайте за него то, что он может делать сам.
Давайте волю: нужно оставить место для мелкого хулиганства, у ребенка должно быть ощущение того, что он сам принимает какое-то решение. Всегда советуйтесь с ним: что будем готовить, одевать, во что играть, учите ребенка делать выбор.
Извиняюсь, что длинно получилось, но сама через это прошла - тоже гиперопека, правда вовремя остановилась. Теперь все нормально, чего и вам желаю!