Контрольные списки для раннего определения детского аутизма (0-2 года). Важно! Эти контрольные списки не подходят и не используются для диагностики. Речь идёт о перечне признаков, которые должны обращать внимание на особенности в развитии детей. Не обязательно все указанные под заголоваками отдельные признаки должны присутсвовать, частично они даже взаимоисключаются. Чем больше признаков во всех областях, тем более вероятно наличие аутистического расстройства у ребёнка. Если у Вас после применения одного из контрольных списков закралось подозрение, что у наблюдаемого Вами ребенка может присутствовать аутистическое расстройство, свяжитесь, пожалуйста, с невропатологом, а если ребёнку уже испольнилось 2 года – к психиатру. Контрольные списки для обследований с рождения до 6-7-го месяца жизни U1-U5. Восприятие / Социальное поведение • долго кричит, и родители не могут распознать это как одно- значный сигнал для определенного состояния (например, голод, боль); • ведет себя чрезвычайно спокойно, редко дает знать о себе; • не улыбается или не смеется, производит впечатление «серьез- ного» ребенка; • не реагирует на мать, не протягивает ей руки навстречу; • не прислоняется головой к плечу взрослого; • производит впечатление довольного ребенка, сам инициирует контакт либо очень редко, либо вообще не делает этого. Моторика • очень сильно напрягается при поднимании вверх; • очень расслабляется на руках; • отворачивается от того, кто его (ребенка) держит. Речь • не лепечет; • не образует слоги (например, га-гa-гa); • не имитирует до этого произнесенные звуки или слоги (нет вер- бальной имитации). Поведение при приеме пищи и питье • сосет или пьет неправильно; • есть особые предпочтения или привычки при приеме пищи или питье; • отказывается от многих блюд. КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ДЛЯ ПРОфИЛАКТИЧЕСКИх ОБСЛЕДОВАНИЙ U6 (10-18-й месяцы) Восприятие • царапает, постукивает или скребет по поверхности; • облизывает предметы; • ведет себя чрезвычайно спокойно, любит находиться наедине, редко дает знать о себе; • не реагирует на громкие шумы, создает впечатление глухого; • реагирует сверхчувствительно или боязливо на бытовые шумы (например, боится включения пылесоса, старальной машины, кофемолки, фена); • с трудом может ориентироваться в помещении. Социальное поведение • долго кричит или плачет, не дает себя успокоить. Плач монотонный; • играет с игрушкой без фантазии, использует только один и тот же набор действий с предметом; • не исследует игрушку; • не смотрит на людей; • не прислоняется головой к плечу взрослого; • избегает зрительного контакта; • не улыбается или не смеется, создает впечатление «серьезного» ребенка; • сам инициирует контакт либо очень редко, либо вообще не дела- ет этого по отношению к знакомым ему людям; • не подражает поведению людей (нет моторной имитации); • отстраняется (уходит в себя), если знакомый ему человек не пы- тается установить контакт. Моторика • качается взад-вперед или из стороны в сторону; • очень сильно напрягается при поднимании вверх; • очень расслабляется на руках, будто "стекает"; • отворачивается от того, кто его (ребенка) держит; • не сидит, не ползает или начинает это делать относительно позд- но (по сравнению с уровнем развития других детей). Речь • не говорит; • не образует слоги (например, га-гa-гa); • не имитирует до этого произнесенные звуки или слоги (нет вер- бальной имитации); • повторяет слова или отдельные части слов без распознаваемого смысла; • постоянно произносит одни и те же звуки; • использует слова не для сообщения людям чего-нибудь; • не применяет или применяет очень мало сопровождающие или заменяющие речь мимику и жестикуляцию. Поведение при приеме пищи и питье • сосет или пьет неправильно, отказывается жевать; • есть особые предпочтения или привычки при приеме пищи или питье; • отказывается от многих блюд. • тщательно обнюхивает пищу, пере тем, как есть. КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ДЛЯ ПРОфИЛАКТИЧЕСКИх ОБСЛЕДОВАНИЙ U7 (18-24-й месяцы) Восприятие • царапает, скребет или лижет поверхности; • постоянно ощупывает предметы или стучит по ним; • долго смотрит на определенные рисунки (например, на обоях); • совершает движения предметами или пальцами перед лицом; • внимательно прислушивается к особым шумам (шелест, шипение, шуршание, жужжание); • «не слышит» (упускает) другие (тихие или громкие) шумы, про- изводит впечатление глухого; • реагирует сверхчувствительно или боязливо на шумы (например, пылесос), закрывает ушки руками, прячется, а другие звуки явно любит и требует или сам заставляет их постоянно звучать.; • может ориентироваться в помещении только с трудом; • останавливается у границ помещения (например, у края ковра). Социальное поведение • не играет со сверстниками, братьями и сестрами, родителями; • смотрит мимо людей или, кажется, сквозь них в никуда; • зрительный контакт не частый и очень короткий или долгий и неподвижный, редко прямой в глаза, в большинстве случаев пе- риферический; • допускает физический контакт только в том случае, если может контролировать его продолжительность и вид, в противном слу- чае отклоняет контакт; • долго кричит или плачет и не дает себя успокоить; • необычное желание утешения в ситуациях душевной необходи- мости, при грусти, недовольстве или страхе; • сам инициирует контакт либо очень редко, либо вообще не дела- ет этого по отношению к знакомым ему людям; • кажется довольным собой, но эмоционально глухим к другим (редко пожалеет, плач мамы может вызвать хохот); • не подражает поведению людей (нет моторной имитации); • отстраняется (уходит в себя), если знакомый ему человек не пы- тается установить контакт; • редко улыбается или смеется, производит впечатление «серьез- ного» ребенка. • малочувствителен к боли - не плачет, когда падает и ранится, не пытается при боли найти защиту и ласку у близких людей. • боится или игнорирует появление новых предметов в доме, новых игрушек. с трудом "переходит" на новую одежду, протестует против шапочек, может стремиться бегать по дому голеньким. • реагирует протестом при переменах привычного ритуала - например, если меняется режим дня, если пошли гулять по другой улице. И сразу успокаивается при возврате к ритуалу. Моторика • передвигает странным образом- любит ползти или передвигается боком, обладает выделяющейся походкой; движения рук и ног при беге скованные и несогласованные • стереотипно двигает определенными частями тела, иногда очень ловко манипулирует предметами; • закатывает глаза, крутит пальцами, кистями, шеей; • машет руками, кистями, платками, лентами и т.п. • не может бросить предмет, скорее, выпускает его из рук или кладёт. Речь • (все еще) не говорит; • начинает говорить и постепенно останавливается, слов становится всё меньше, слова "пропадают"; • повторяет слова или отдельные части слов без распознаваемого смысла; • стереотипно производит постоянно одни и те же звуки; • использует слова не для сообщения людям чего-нибудь; • не образует слоги (например, га-гa-гa); • не применяет или применяет очень мало сопровождающую или заменяющую речь мимику и жестикуляцию. Поведение при приеме пищи и питье • ест необычно, запихивает, жадно заглатывает, не глотает, не жует; • ест только кашу, жидкообразную пищу или специальные блюда, крайне избирателен в еде; • плохо засыпает и просыпается слишком рано; • часами лежит ночью, не засыпая (нуждается в малом количестве сна). • перед сном раскачиваетс на четвереньках в кроватке, может даже биться головой о стенки, и только потом засыпает. Wittig, Roland (2005). Fruherkennung der autistischen Storung im Rahmen der Vorsorgeuntersuchung U1-U8 (Виттиг, Роланд (2005). Раннее выявление аутичного ограничения в рамках обследований U1-U8)
_________________ Мне жить бы хотелось иначе,Носить драгоценный наряд...Но кони все скачут и скачут,А избы горят и горят...
|