Читаю все дни с телефона дискуссию, инициированную так или иначе моим первоначальным сообщением. Комментировать с телефона неудобно, до компьютера вот только добралась. По сути, тут и без меня уже накомментировали такого, с чем согласна практически на 100%.
Уважаемый Павел Анатольевич, прежде всего, хочу обратиться к Вам. Обращаюсь непосредственно - ибо знаю, что тему Вы читаете, и, более того, комментируете. Только в своей немного странной манере, почему-то уполномочив Анну Борисовну писать публикуемые Вами в ВК ответы от третьего лица (почему, кстати? Вы ведь очень активный пользователь интернет-пространства, что мешает писать тут лично?).
Ваши тексты обычно изобилуют эмоциональными акцентами, часто то, что Вы пишете, можно отнести даже к манипулированию и эмоциональному шантажу (чего стоят одни только призывы к "наглым" родителям, которых Вы постоянно стремитесь "усовестить"). Но, как человек, долго читающий Вас на разных ресурсах, я для себя сделала один вывод: за обилием Ваших слов я НЕ ВИЖУ смысла, конкретики, не вижу той самой концепции школы СОЛНЦе, о которой так громко заявляется. Кроме высказываний о справедливости приема в школу на основе знаний учащихся, а не социального положения их родителей. Все же остальное для Вашего читателя - тайна за семью печатями. Из чего складывается эта самая концепция? Ведь зачастую Вы даже пользуетесь подменой понятий: взять хотя бы те самые пресловутые "свободу" и "авторитет".
Авторитет - это ненасильственное влияние носителя знаний, умений, навыков, способностей, мудрости, добродетели и прочих качеств (субъекта) на человека (объект). Авторитет обуславливает подчинение (ненасильственное, добровольное!) действий и мыслей людей положениям и нормам, вытекающим из установок самого субъекта (с).
Учитель, наставник - субъект, обладающий набором знаний и умений в узкой, специализированной области, преподаваемой им. Авторитет учителя в данной области, разумеется, никем не оспаривается. Преподаватель физики, допустим, будет безусловно авторитетнее родителей в вопросах, касающихся ядерного синтеза (кстати, лишь при условии, что кто-то из родителей не является специалистом в области атомной энергетики).
Авторитет родителя в вопросах, касающихся нравственной, моральной, этической сторон, в вопросах приоритетов и жизненных установок - априори ДОЛЖЕН быть выше авторитета любых других людей, если речь идет о вышеназванных областях.
Люциюшка совершенно правильно изумляется, что кто-то может даже предположить о верховенстве чужого авторитета перед родительским. СЕМЬЯ - это корни, тыл, базис любого из нас. На формирование авторитета учителя в глазах ребенка влияют, в самую первую очередь, беседы с родителями. Вы и сами пишете об этом, призывая родителей не мешать формированию этого самого учительского авторитета - т.е. признаете, что родительский авторитет в этих вопросах все-таки первоначален! Симпатия, принятие родителем учителя - происходит от со-звучия, совпадения базовых жизненных установок самого родителя и педагога. И на этой основе родитель транслирует уже ребенку: да, это хороший, достойный человек, следуй за ним, верь ему, как мне.
Анна Борисовна, если не ошибаюсь, у Вас ведь имеется квалификация психолога? Ведь Вы-то должны не просто понимать, чувствовать душой эти моменты, но и обладать специфическими знаниями в области, касающейся формирования авторитета учителя у ученика? И понимать, что родительский авторитет имеет верховенство над учительским, но должен идти с ним в паре, в тандеме?
Далее. Свобода. Тут вообще каша. Что именно Вы, администрация школы СОЛНЦе, вкладываете в это понятие, когда заявляете о царящей в стенах школы свободе? Ведь у свободы, как известно, много степеней: начиная от свободы слова, творчества, и заканчивая анархией (тоже ведь свобода?). Убийца - в собственных глазах обладает свободой распоряжаться жизнями людей (тоже свобода?). Проживание человека в обществе УЖЕ ограничивает его свободу, как минимум - на законодательном уровне, как максимум - на уровне традиций, обычаев, культуры того или иного общества/государства.
Школьное образование априори не является свободным по одной своей сути: у нас в стране принято ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ общее и среднее общее образование для детей. У них нет выбора, учиться или нет. Это уже элемент не-свободы, ограничительный механизм.
Вы пишете, что приветствуете интеллектуально увлеченных той или иной областью знаний учеников? Порицаете меня за то, что пожалела детей в связи с необходимостью "выбора" между химией, английским, астрономией и физикой, допустим? Но при этом ребенок ОБЯЗАН заниматься всеми, предусмотренными программой и УМК, школьными предметами, без возможности "забить" на какие-либо из них, ему не интересные? И школа СОЛНЦе требует от детей успеваемости по ВСЕМ предметам - да, пусть не сразу, но после периода адаптации к школьным реалиям она это требует. Это было очень ярко видно из учительских эссе, которые публиковались в начале года. Это сквозит во всех высказываниях администрации: нужно побеждать, держать планку, мы обязаны быть лучшими, быть круче, чем 131 или Лобачевка... быть лучшими силами учеников, детей. Есть ли у них свобода быть такими, как того требует их внутреннее: бросить все силы на изучение точных наук, например, и оставить гуманитарное гуманитариям? И, кстати, что с детьми, интеллектуально увлеченными просто самим процессом учебы, получения новых знаний (такие ведь тоже бывают)?
Понятие свободы нельзя рассматривать безотносительно понятия компетенции. Каждый индивидуум в условиях социума может пользоваться свободой только в рамках своих компетенций (оговорюсь, говорим о здоровом индивидууме в здоровом обществе). Почему право на управление автомобильным транспортом предоставляется государством человеку не ранее достижения им определенного возраста? Что, человек неспособен научиться водить машину раньше? Да отчего же, физически способен. Но вот зрелость его нервной системы, достаточная для анализа дорожной ситуации, быстрого реагирования на дороге в экстренных случаях, наступает гораздо позднее, чем он сможет дотягиваться ногами до педалей. И свободу человека ограничивают в связи с его психологической некомпетенцией, не пуская его за руль ранее 18-ти лет, но позволяя передвигаться по дорогам на велосипеде. Дайте трехлетнему ребенку свободу управляться с ножом (готовя пищу), с утюгом (гладя любимому папочке рубашку) - и получите на выходе порезы и ожоги, ибо физическая компетенция еще не достигнута. Уберите в тоталитарном обществе диктатора и дайте полную свободу власти долго угнетаемому народу (сразу, без длительного переходного этапа) - и получите ту самую анархию, которая тоже свобода.
Любой процесс обучения (и школьное обучение в том числе) - это как раз повышение компетенций каждого отдельно взятого человека для того, чтобы расширить РАМКИ и ГРАНИЦЫ его свободы. Рамки и границы, которые, тем не менее, объективно существуют. Которые просто необходимы. Есть ли они в школе СОЛНЦе? Представляют ли их взрослые? Озвучивали ли они их учащимся?
Даже педагоги не свободны в своей деятельности, они подчинены правилам, диктуемым Минобром, РОНО; требованиям заполнять кипу отчетности; учебным планам и часам; необходимому минимуму знаний, которые они должны преподать.
Свободу быть собой (любым собой), вести себя, как вздумается (а вздуматься может от чего угодно) взрослые ученикам ограничили тоже, "требуем вежливости, честности, соответствия строгим морально-этическим нормам"; значит, под словом "свобода" опять что-то другое имеется в виду.
Если быть максимально точными в словоопределении, видимо, администрация СОЛНЦа подразумевает под свободой ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА способов творческой и учебной деятельности в рамках реализуемого школьного проекта? То, чего обычно не представляют муниципальные школьные заведения. Так и называйте вещи своими именами, пожалуйста. А то больше похоже на выкрикивание громких лозунгов, как во время предвыборных кампаний: авось, электорат поведется на красивые слова, а задумываться над ними не станет.
Резюме: уважаемые взрослые, прежде, чем требовать от детей соблюдения ЧЕГО-ТО, сначала четко для самих себя сформулируйте основные постулаты и положения этого самого чего-то, затем озвучьте их тем, от кого требуете. Нарисуйте рамки и границы, яркими мелками, чтобы их всем видно было. И тогда анархия потихонечку начнет тяготеть к порядку (впрочем, не без исключений все равно: ни одно общество не бывает идеальным). Собрать людей в некоем помещении, дать им в руки все возможности и инструменты для разболтанности и раздолбайства, а потом их за это корить - много ума не надо.
А вопрос сочетаемости нравственного содержания человека и его таланта в какой-либо области - во все времена стоял остро, и будет стоять. Дети могут быть интеллектуально развитыми, увлеченными - но при этом мучить животных, детей слабее себя; терроризировать несильных духом учителей; быть подленькими и гаденькими (и такие тоже бывают, увы). Мир вокруг нас несовершенен, и уже мноооогие поколения добрых, светлых и хороших людей никак не могут привести его к гармонии и всеобщей благости. Это не означает того, что не надо пытаться влиять на таких детей, показывая им, каким может быть окружающий мир для доброго человека. Но вполне может означать бесполезность подобных усилий. И для педагогов ВСЕГДА будет стоять дилемма: как быть с умным, но "червивым" с его точки зрения ребенком. Тут уж вам определиться нужно: хотите школу для интеллектуально увлеченных детей либо же для детей с высокими моральными качествами. И если с первым еще хоть какие-то объективные критерии могут помочь определиться, то второе - сущей воды субъективизм (то самое "а судьи кто?"). А вылепить, вытесать из умников еще и благостников "по образу и подобию своему", боюсь, не получится (вот тут вот прямо вообще не свобода, а насилие

)