Цитата:
Татарстанские школьники отказались от Ислама и Православия
В новом учебном году российские школьники начали изучать дополнительную дисциплину - «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Курс рассчитан на 34 часа и вводится с 4 класса. Родители имели возможность выбрать для своих детей один из шести модулей курса: углубленное изучение Православия, Ислама, Иудаизма или Буддизма. Еще один обобщающий модуль ознакомит школьников с ключевыми доктринами всех этих конфессий.
Было предусмотрено и альтернативное направление, не включающее изучение религий – основы светской этики. Любопытно, что выбор родителей в Татарстане в корне отличается от среднего показателя по России. В Министерстве образования республики KazanWeek заверили, что за отдельное изучение одной из религий никто не проголосовал.
С 1 сентября во всех российских школах введен новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Курс рассчитан на 34 часа. Изучение ОРКСЭ вводится с 4 класса. Дисциплина апробирована в нескольких российских регионах. В 2010 году в качестве эксперимента ОРКСЭ ввели в нескольких школах Татарстана.
Вопрос о включении в школьную программу обязательного изучения основ мировых религий долгое время был дискуссионным. Споры о целесообразности этого курса велись с начала 2000 года. Наконец в 2009 году предложение одобрил президент Дмитрий Медведев.
Реализовать задумку не позволял кадровый вопрос: кто будет преподавать новый предмет? В итоге по новой дисциплине разработали учебное пособие, составленное учеными и религиозными деятелями. Например, пособие по модулю «Основы православной культуры» написал протодиакон Андрей Кураев. Соавтором модуля, рассказывающего об исламской культуре, стал ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.
Авторы новой дисциплины даже в гипотезе исключают, что ОРКСЭ примет форму религиозной пропаганды. Внимание акцентируется на культурологических аспектах. «У нас не стоит задача ребенку дать основы Корана или Евангелия, - подчеркнула начальник отдела по работе со СМИ Министерства образования РТ Алсу Мухаметова. – Главное, чтобы ребенок имел общие представления об этих религиях и знал, как они влияли на формирование культур народов».
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» включает 6 модулей, 4 из которых предполагают детальное изучение мировых религий: Православия, Ислама, Иудаизма и Буддизма. Еще один обобщающий модуль – «Основы мировых религиозных культур» - кратко ознакомит школьников с базисом всех вышеперечисленных религий. Последнее направление – «Основы светской этики» - альтернативное. Этот профиль не касается религии. Как объяснил KazanWeek один из соавторов модуля - проректор по научной и инновационной деятельности Института развития образования Татарстана Владимир Пискарев, школьникам, выбравшим светское направление, будут прививать нравственные ценности. «Курс рассказывает о милосердии, патриотизме, мужественности и уважении к родителям», - рассказал Пискарев. Родители четвероклассников выбрали на свое усмотрение один модуль из общего курса ОРКСЭ; по выбранному профилю будут заниматься их дети.
Татарстан воспользовался правом внести в курс ОРКСЭ коррективы с учетом региональной религиозной конъюнктуры. Раздел об основах светской этики дополнили специалисты Института развития образования. Модуль «Основы исламской культуры» скорректирован ректором Российского исламского университета Рафиком Мухаметшиным. «Оба этих учебника переработаны с учетом наших национальной и этнокультурной особенностей», - объяснила начальник отдела общего образования Минобрнауки Татарстана Вероника Земскова.
В целом по России 47% учащихся отдали предпочтение «Основам светской этики», «Основы православной культуры» выбрали 28,7%, «Основы мировых религиозных культур» пожелали изучать 20,3% школьников. Еще 5,6% российских школьников будут проходить «Основы исламской культуры». Буддизм и Иудаизм выбрали 1,2 и 0,1% учащихся соответственно. Статистика по Татарстану сильно разнится со средним показателем по России. В Министерстве образования РТ KazanWeek сообщили, что никто из родителей не захотел, чтобы их ребенок изучал ту или иную религию в отдельности. «С родителями проведена работа, им все подробно рассказали, и они высказали свое мнение», - заявила Вероника Земскова. По ее словам, 61,3% родителей высказались за изучение «Основ мировых религий». Оставшиеся 38,7% выбрали «Основы светской этики». «Другие варианты, - заверила Земскова, - никто не поддержал».