27 апреля 2011 года,
Сообщества татарстанское и бакирское подписывают эти обращения.«Русский язык в школах Татарстана»и
«Образование и русский язык в школах Башкирии и России» более пятнадцати тысяч участников.
"Борису Грызлову.
Уважаемый Борис Вячеславович!
Обращаются к вам родители школьников нацрегионов – Татарии и Башкирии, объединенные общей бедой в образовании наших детей.
В наших регионах доля русского и славянского населения составляет примерно половину населения.
Плохо продуманная национальная политика наших республик, нацеленная на сохранение титульных языков, больно ударила по нашим русским и русскоязычным детям, по всему школьному образованию в наших республиках. В последние десятилетия, после принятия Законов о языках и обязательного обучения титульным языкам в общеобразовательных школах наших республик, обострились межнациональные отношения. Ведь любое принуждение в таких вопросах рождает отторжение.
Речь идет об обычных общеобразовательных, НЕ национальных школах.
В Татарии законодательно закреплен паритет языков (два государственных языка) , поэтому русский и татарский языки изучаются в равном объеме, по 5-6 часов в неделю, в итоге, родной русский язык наши дети изучают по 3 часа в неделю, даже в начальной школе! Литературу – один-два часа. В остальных же регионах России дети, обучающиеся в общеобразовательной школе, изучают русский язык не менее 5 часов в неделю, литературу – 4 часа в неделю (начальные классы). То есть, 9 часов!
В Башкирии башкирский язык в общеобразовательных школах дети изучают по 2-3 урока в неделю, а также изучают родные языки. Причем, на уроках родного русского языка наши дети обучаются не по учебникам русского языка, а по учебникам для дополнительных занятий и развития речи , чтобы не идти вперед других национальных подгрупп детей класса по программе русского языка. В итоге русские и русскоязычные дети Башкирии имеют те же сокращенные уроки русского языка и литературы. Еще один печальный итог такой политики: дети, отправляясь три раза в неделю на уроки «Родного языка», делятся на национальные подгруппы, и это разделение в таком возрасте ни к чему хорошему не ведет.
Правда, следует отметить положительные сдвиги с приходом Р.Хамитова: назначен новый министр образования РБ, который обещает, что школы смогут сами выбирать учебные планы, а сам Р.Хамитов признает (правда, пока только устно), что принудительного изучения башкирского языка быть не должно. Но башкирское законодательство не меняется, никаких поправок не предполагается, с общественностью и родителями данный вопрос никак не обсуждается.
Так как существуют санитарные нормы, регулирующие ежедневное количество уроков, наши русские и русскоязычные дети, обучаясь в общеобразовательных школах республик, изучают свой родной русский язык на уровне национальных школ, в урезанном виде!
Для чего же тогда в наших республиках существуют национальные школы? Не для сохранения ли, не для изучения ли национальных языков? И национальных школ в наших республиках достаточное количество!
Почему же в общеобразовательных школах наши русскоязычные дети не могут полноценно изучать русский язык? Почему до сих пор у нас действует практика принуждения при изучении титульных языков? Почему до сих пор не приняты поправки к Закону об образовании, гарантирующие нашим русским и русскоязычным детям полноценное, на уровне всех школ России, изучение родного нам русского языка?
Мы требуем ваших немедленных действий для защиты изучения русского языка в общеобразовательных школах национальных республик!
Мы считаем, что любой русскоязычный школьник на всей территории России, включая нацреспублики, имеет право изучать русский язык в общеобразовательной школе в полном объеме!
Мы требуем корректировки законодательства и гарантий в образовании наших детей! Мы требуем гарантий в полноценном изучении русского языка!
Второй, не менее острый вопрос: уроки литературы и культуры наших республик.
11 февраля сего года Президент РФ Дмитирий Медведев на совещании в Уфе, которое было посвящено национальному вопросу, поднял проблему лицензирования учебников и сказал, что в случае обучения детей в школах по не лицензированным учебникам, необходимо обращаться в прокуратуру .
Наши учебники по истории, литературе, культуре родного края лицензированы лишь местными национальными чиновниками от образования и давно требуют рецензии и всесторонней работы над ними грамотных специалистов федерального уровня.
Например, в учебнике «Живые родники» (РБ) за 1-2 класс сказано, что Башкортостан – суверенная самостоятельная страна, даются непроверенные и недоказанные сведения (например, о том, что в первом тысячелетии башкиры плавили металл, добывали руду, выращивали хлеб…). Очень плохо обработаны и переведены сказки и легенды, в некоторых из них присутствуют устрашающие подробности и кровавые сцены ( разможжение и отрывание голов и т.п.), что плохо действует на детскую психику. Переводы стихов башкирских поэтов выполнены на низком уровне.
Учебники культуры и истории Татарстана вообще требуют досконального изучения и оценки специалистов. Мы видим, как «благодаря» таким учебникам меняется менталитет молодежи республики, уже многие считают, что они живут не в России. Общество разделяется на татар и не татар, в адрес русских все чаще звучит: «Езжайте в Россию!» Все это чревато далеко идущими последствиями.
Учебники татарской литературы для русских детей – очень низкого качества и уровня, либо их нет вообще, хотя уроки проводятся.
Учебники татарского языка – не выносят никакой критики.
Поэтому все родители наших республик надеялись, что всему этому будет положен конец.
Но, наши надежды хотят похоронить прошедшие недавно в первом чтении поправки к Закону об образовании, разрешающие самим республикам лицензировать учебники регкомпонента.
Мы категорически против подобных поправок!
Мы хотим, чтобы наши дети изучали историю нашего края по проверенным учебникам! Ведь мы живем в России!
Мы хотим, чтобы наши дети изучали национальную литературу и культуру по достойным этой литературы и культуры учебным пособиям.
Мы требуем, чтобы учебники регкомпонента проходили обязательную проверку в федеральных органах!
Мы требуем достойного образования нашим детям!"