Что самое важное в выборе школы? Когда я в Казани искала школу для своего первоклассника, многие родители, уже прошедшие этот путь, говорили мне, что главное для начального обучения - не престижность школы, а хороший учитель. Но конечно, я не могла допустить, чтобы мой гениальный (кто же думает иначе про своих детей) ребенок шел в простую школу, и он сдал экзамены в английскую. Довольно скоро я убедилась, что действительно, все зависит от педагога и от того, как выстроишь отношения со школой и учителем. К счастью, нам повезло с нашей первой учительницей, Светланой Александровной.
И вот через три года опять встал вопрос о школе, теперь уже в Америке. Еще находясь в Казани, я попросила будущего мужа сделать разведку близлежащих школ. Муж в своих поисках сосредоточился на человеческом факторе и после беседы с директором Upper Elementary Mason county school авторитетно заявил, что доверят этому человеку, и что в его школе ребенок будет в безопасности и окружен вниманием, а это главное на первых порах. Так и получилось. Летом мы еще раз все вместе встретились с радушным директором. Mr. увлеченно рассказал об учебе, питании и отдыхе пятиклассников. Провел экскурсию по нашей будущей школе и познакомил нас с жизнерадостным приятным мужчиной - нашим будущим педагогом.
В Upper Elementary Mason county school по три-четыре класса в каждой из трех параллелей. В каждом классе не больше 24 учеников. Так что, учащихся не так уж и много. Здание же, вытянутое одноэтажное помещение, достаточно просторное. Помимо классных кабинетов, здесь своя уютная библиотека, большой оборудованный спортзал, компьютерный класс с тридцатью компьютерами и интернетом, специальные классы для занятий музыки и рисованием, кабинет для просмотра фильмов и школьное кафе. Сразу же около входа в здание расположена административная зона с кабинетами директора и секретаря, а так же приемная и конференц-зал. Это очень удобно, так как каждый посетитель сразу же заглядывает в приемную и сообщает о цели своего визита. Охраны в школе нет, но у секретаря на мониторе просматривается вход. Вдоль длинного коридора с обеих сторон тянутся шкафчики для каждого ученика. Тут же, в коридоре - питьевые кранчики с водой для всех желающих. Стены украшены лучшими рисунками и многочисленными поделками ребят. В стеллажах выставляются новые проекты школьников. И на самом почетном месте стоит ноутбук, который достанется самому старательному ученику в конце учебного года. В классных комнатах, кроме индивидуальных парт для каждого, много шкафов с книгами, развивающими играми, канцтоварами и работами одноклассников. В каждом классе телевизор с DVD и компьютер. Очень много копировальной техники - учителя размножают классные, домашние и тестовые работы. Много и наглядного материала - плакатов, карт, образцов и моделей к урокам. Приятно, что у школы есть возможность закупать все это для ребят.
Наша Upper Elementary school - это вторая ступень школьного образования в Америке. Всего их четыре. В пять лет дети поступают в Elementary school и учатся там два первых класса. Говорят, что эта школа больше похожа на выпускные группы наших детсадов - детей обучают рисовать, читать и писать в игровой форме. Они гуляют, играют, занимаются спортом и музыкой. До сих пор, когда я вижу такого пятилетнего школьника с огромным рюкзаком за спиной, то расплываюсь в улыбке - очень уж непривычно для моего глаза.
Upper Elementary school - это третий, четвертый и пятый классы - аналог нашей начальной школе. Далее школьники переходят в Middle School - Средняя школа, и учатся там до девятого класса. А девятый, десятый, одиннадцатый и двенадцатый класс американские подростки заканчивают в High Shool - Высшая школа. У каждой из таких четырех школ свое отдельное помещение в так называемом школьном городке, где помимо зданий, еще и множество парковок для школьных автобусов и машин учителей и родителей (студенты Высшей школы часто уже сами за рулем), игровых площадок и несколько оборудованных стадионов для различных видов спорта. У школ нет номеров. Они называются или по месту расположения, как наша Mason county school, или это школа имени кого-нибудь из знаменитый людей. Классы так же не номеруют на А, Б, В и т.д. Класс называется по году обучения и фамилии учителя - пятый класс Mr. или Mrs. такой-то. Причем учитель по основным предметам преподает только один год - такова его специализация. Каждый год меняется и классный руководитель.
Нашего десятилетнего сына зачислили в пятый класс. Кстати, для приема в школу нужно свидетельство о рождении и сертификат о всех прививках с переводом на английский. Я на всякий случай взяла из Казанской школы аттестат с оценками за третий класс и количеством прослушанных часов по каждому предмету, но это не пригодилось. Образование в Америке всеобщее, так что принимают всех детей школьного возраста даже без американских документов. И бесплатное в буквальном понимание этого слова - мы несколько раз пытались узнать, что нам купить к началу учебного года, но все что получили в ответ: «Школы Мичигана все выдают своим ученикам». В итоге мы приготовили рюкзак и купили ручки и карандаши.
И вот, первый школьный день - самый трудный для всех нас. Для меня это было все равно, что опять в первый класс. Сын держался мужественно, но чувствовалось напряжение. Мы проводили нашего ученика до класса, нашли его парту (на всех партах уже лежали подписанные папки с именами учеников) и передали из рук в руки педагогу. С нашем учителем мы встречались еще раз -за неделю до начала учебы- во время встречи администрации и учителей с родителями и учениками нашей параллели. Муж подбадривал его рассказами, какой наш сын любознательный и талантливый, а наш классный руководитель подбадривал нас, что все будет хорошо? А на общем собрании нам рассказали о правилах поведения в школе для детей и родителей, о мерах безопасности в школе и на ее территории, о школьных автобусах, о режиме питания и учебы, представили всех учителей и раздали распечатанный материал о всем вышесказанном. Первый учебный день в американской школе начался так же, как и второй и третий - все зашли в класс, расселись и начался урок. Праздника в честь начала учебного года здесь нет, как нет линеек и цветов, белых рубашек и бантов. Начинается и продолжается учебный год тоже по разному в разных школах. Наши племянники в Далласе пошли в школу в середине августа. А племянница в соседнем городке отдыхала до середины сентября. Наш учебный год начался 8 сентября и будет продолжаться до 4 июня.
Из школы сына дождаться не могли все втроем. Муж все сетовал, что никто не задает ему тысячу вопросов, шаря по столу: "А это что? А это что? Можно это? А Это? А конфетку?":) Собака все просилась в дом и рыскала в поисках мальчика. Я вообще места себе не находила. Но сын вышел вполне довольный днем и школой. Первое время Он был там Звезда:) все хотели увидеть русского мальчика:)
Дома выяснилось, что в рюкзаке у него лежит только дневник… сын на радостях, что у можно складывать вещи в парту (парта открывается и там есть место для учебников и ручек) и в шкафчик (в коридоре у каждого ученика, по желанию закрывается на замок), оставил все в школе! И то, что взял из дома и то, что выдали в школе? Пришлось мужу с ним возвращаться в школу, чтобы забрать кучу документов на подпись родителям. Эта принятая форма общения с родителями - каждую пятницу школьники получают все свои работы за неделю, чтобы показать родителям, а так же письмо от классного руководителя с новостями классной жизни, рекламу ближайших мероприятий школы и города, напоминания, если нужно что-то сделать или сдать, педагоги-предметники тоже печатают записки, если хотят что-то донести до семьи, раз в месяц письмо пишет директор школы и кафе передает школьное меню в каждый дом. Все очень наглядно и доступно.
Так начался наш учебный процесс в американской системе образования… Муж оказался прав. Как я уже упомянула, школа наша небольшая. Это огромное преимущество, так как все друг друга знают. Атмосфера «камерная», почти домашняя. Все знают, что сын новенький, стараются ему помочь. Ребенок говорит, что дети первое время не могли поверить, что он из России:) просили, чтобы он сказал что-нибудь по-русски. Приходили посмотреть из других классов. В нашем городе мало эмигрантов. А мальчика с другого континента так вообще дети видели впервые. Конечно, нашему школьнику было не просто... мало того, что новая школа, да еще и все на английском. Он уже достаточно хорошо общался на бытовом уровне, по крайней мере мог объяснить все что хотел. Но самое важное, что с первых дней ребенок почувствовал себя очень комфортно и с удовольствием начал ходить в школу.
Постепенно мы разобрались, что к чему. А через пару недель окончательно освоились. Уроки в школе начинаются 8.35. С семи утра школьные автобусы собирают школьников. Около нашего дома автобус останавливается в 7.30. Многие, кто приезжают на автобусах, завтракают в школьном кафе, которое работает с 7.10. Завтрак стоит $1.5 Но мы решили возить его сами, так что выходим в 8.15, так как ехать недолго. В школу сразу не заходят. Все дети остаются на игровой площадке перед школой и гуляют под присмотром помощника педагога, и в 8.30 этот педагог ведет их в здание. Вообще, на огромной территории школы много людей, кто присматривает за школьниками и регулирует движение машин.
До 11.40 уроки идут почти нон-стопом. Наш ученик первое время не мог разобраться, когда заканчивается один предмет и начинается другой, если они не переходили в другой кабинет. В туалет, со слов сына, их водят всем классом, но и конечно, каждый может отпроситься по желанию. Выполнив задание, одноклассники занимаются своими делами - читают, рисуют или играют. Классный руководитель преподает у них Math -Математику, Social Studies - Социальные дисциплины и Science - Науку. English - Английский язык, Spelling - Правописание и Reading - Чтение ведет другой педагог. И отдельные учителя по физкультуре, музыке, компьютеру, рисованию. У каждого педагога свой кабинет, как у нас в старших классах. Весь наш новый класс так же, как и в Казани, играет на флейтах, что очень нас очень обрадовало, так как музыка - один из любимых предметов. С этого года начали учиться на гитарах.
В 11.40 перерыв на ланч - 20 минут. Все идут в кафе. Кто-то приносит с собой в специальных коробках для ланчей, некоторые покупают в кафе на выбор из трех-четырех блюд. Деньги сдают заранее учителю или за неделю, или за день. В этом году обед стоит 2.25 доллара. За эти деньги ученик получает или кусочек пиццы, или сендвич, или гамбургер, или порцию второго, а так же что-то из фруктов и шоколадное молоко. Все это привозиться в школу в готовом виде и уже здесь раскладывается по пластиковым контейнерам. Нас, родителей, приглашали на школьный обед вместе с детьми в честь Дня Благодарения. На мой взгляд, обед был вкусный и сытный. Но вкусы у нас с сыном разные, он половину из того же ланча оставил в тарелке. Первое время мы покупали ланчи. Но кончилось все тем, что ребенок ел каждый день пиццу, и через пару месяцев мы стали давать ему обед из дома. После еды дети гуляют 20 минут на игровых площадках на улице или в спортзале в плохую погоду. Именно на таких прогулках, сын начал знакомиться с ребятами и подключаться к спортивным играм. Благо школьная форма у детей свободная. На мой взгляд, так слишком свободная - некоторые приходят в спортивных брюках и даже в шортах! Говорит, что ребята дружелюбные, зовут его играть, учат правилам.
После прогулки уроки продолжаются до 15.05. На последнем занятии наш класс или слушает книги, или играет в математические игры. В то время, как мы приезжаем за ребенком, большинство детей рассаживается по школьным автобусам все под тем же присмотром помощников- педагогов. Автобусы развозят их прямо по домам. Школьные автобусы - это большая часть американского дорожного движения. Все преимущества на дороге на их стороне. И когда такой автобус останавливается, то все машины за ним замирают в ожидании, когда карапуз благополучно зашагает к дому, а его транспорт начнет дальнейшее движение. Те школьники, за кем приезжают родители, ждут около школы. Забрать ребенка могут только родители или лица, заранее оговоренные в письменной форме.
Домашнее задание в начальной школе задают далеко не каждый день. Большинство заданий дети, как выяснилось, делают в классе. И уж если кто-то не успевает, то тогда берут домой. Неизменны пока только еженедельные 20 новых слов для диктанта по Spelling. Если дают сделать что-то дома, то эти задания, как правило, на распечатанных листочках. Учебники очень громоздкие и тяжелые: жесткие обложки, плотная белая бумага, много картинок и фотографий, и дети оставляют их в партах. Я первую неделю так и не видела ни одной книги дома. Кстати, все учебники выдают в школе. Не скажу, что они в идеальном состоянии, но не далеки от этого, хотя пользуются им по многу лет. В школе же выдают карандаши, ластики, листочки для работ и тестов, весь материал к любым классным проектам, в том числе и на рисование. Для меня до сих пор остается самым странным, что у ребят нет тетрадей по предметам - и в школе, и дома пишут на отельных листках и карандашом. И листы для математики в линейку, так же как и для других предметов. К слову сказать, пишут они печатными буквами, хотя время от времени дают задание на правописание - сын справляется лучше всех. Все-таки, не зря учился выписывать каждую букву в первом классе.
Первое время,мы делали домашнее задание и по три-четыре часа, а иногда и вовсе не доделывали. Естественно, наш ученик не успевал в классе, и мы разбирали с ним новые темы дома, решали примеры, выполняли классные и домашние задания, а так же и многие тесты. В начале года я ходила на уроки в класс и на его индивидуальные занятия по языку, чтобы понять, где он отстает. Мы ежемесячно ходили на встречи с директором и учителями, чтобы сообща помогать нашему школьнику и быть в курсе всех успехов и недочетов. Могу себе представить, как не просто было нашим педагогам учить ребенка без соответствующей подготовки. Недавно наша учительница английского призналась, что такого опыта работы в ее почти тридцатилетней практике не было.
Вы встречали десятилетнего мальчика в России, кто мечтает стать учителем? Я, честно говоря, нет. И вот недавно сын опять поменял свои мечты о профессии, теперь он хочет стать Учителем! Я думаю, что это отличный показатель, что сыну комфортно в школе. И еще говорит о престижности работы. Учитель - это хорошо оплачиваемая и уважаемая профессия в Америке. Обязанности педагогов в школе - это преподавание своего предмета. Как я уже писала, за дисциплиной во время обеда и прогулки, а так же за посадкой в автобусы присматривают помощники. Более того, такие помощники помогают и на уроках! А так же на праздниках или поездках. Все нарушения - это дело администрации. Хотя, конечно, бывают и исключения. У нас была трагедия. Сын толкнул мальчика в школе... тот взял что-то и не отдавал, ну ребенок после словесной перепалки и дал ему, ну даже и не дал, а толкнул легонько. Одноклассник пожаловался на сына учителю. После беседы с ними, нам позвонил наш классный руководитель. Сказал, что он знает, что виноваты оба и на этот раз все останется внутри класса, а вообще за драку могут исключить из школы. Это был хороший урок для нас. С дисциплиной очень строго. Иногда наш ученик приносит дополнительную работу домой и говорит, что им дали это задание, потому что класс шумел на уроке.
Но несмотря на это, несмотря на языковые трудности, несмотря на то, что приходиться заниматься и в школе и дома, сыну нравится учиться в американской школе больше, чем в российской. Я уже писала о той атмосфере, которую создают администрация и учителя, чтобы детям было уютно в школе. На мое удивление в первое время, что школьники то смотрят мультики, то награждаются конфетами, муж часто повторял, что одна из основных задач начальной школы - это положительные эмоции у детей, желание ходить в школу и научиться учиться. Со временем я тоже поняла, что все развлекательные моменты напрямую связаны с учебой. Например, на этой недели наш класс закончил слушать аудиокнигу, которую сын с удовольствием пересказал нам; начал смотреть фильм «Оливер» и ребенок сравнивал его с театральной постановкой, которую мы недавно смотрели; узнал об открытиях, опытах и жизни Галилео из учебного мультфильма, после просмотра которого написали тест; делал аппликацию из газетных заметок о местных новостях, новинках кинотеатра, телефонов редакции и еще 14-ти вырезок; участвовал в конкурсе на лучшую книжную закладку - все это органично вошло в школьную жизнь. А в субботу сразу две наши школьные баскетбольные команды пятиклассников участвовали в финальных играх. Команда сына заняла третье место! Оказывается, это очень волнительно, поддерживать свою команду. За два месяца игр, я превратилась в настоящего болельщика.
Вот уже полгода мы работаем в дружном тандеме с нашими педагогами и директором. И все вместе отмечаем каждый успех, каждое правильно написанное слово, каждую понятую тему. А во время диктантов по Spelling за него болеет весь класс. Результаты радуют. Уже через шесть первых недель в новой школе в его промежуточном отчете стояли: высший балл "А" по математике, "В" по социальным предметам и "В+" по естественным наукам. Мы даже не ожидали таких отличных результатов, так как понимали, что сложно учится без хорошего знания языка. Первый раз его не аттестовали по английскому языку, чтению и правописанию. Но учительница постоянно отмечает прогресс. И на днях он принес новый отчет с «В» и «А» уже по всем предметам. Остается только поблагодарить их за терпение, понимание и профессионализм. И сейчас уже я, как опытный родитель школьника, могу тоже сказать, что главное для начальной школы - это педагоги как в России, так и в Америке, и наша с вами поддержка наших детей.
|