Первая учительница — какова ее роль? Когда ребенок начинает учиться в школе, для него меняется весь привычный уклад жизни, появляются обязанности и правила, которым он должен подчиняться. Но самое главное, он оказывается в коллективе, который существует совершенно по другим законам, чем детский сад. Школьная учительница — это уже не воспитательница, требующая от детей только одного: хорошего поведения. В школе совершенно иной порядок, к которому теперь нужно привыкать. Адаптация ребенка происходит постепенно, иногда болезненно. В этом новом и пока чужом ему мире единственный человек, кому он может довериться, — его первая учительница. Поэтому она служит непререкаемым авторитетом для детей, которые буквально смотрят ей в рот. Значимость ее столь высока, что даже мама в этот период не может сравниться с ней. Попробуйте предложить первокласснику сделать упражнение по-другому, более легким способом, — он тут же заявит, что учительница велела выполнять именно так и иначе он делать не будет. Не обижайтесь на эти слова, ведь в школе нет мамы; там для него «мама» — учительница, и каждый из малышей хочет быть в ее глазах хорошим. Однако учителя — живые люди, у каждого свой характер и свои пристрастия. Они не могут относиться ко всем детям одинаково; более того, сразу выделяют потенциальных отличников и всячески превозносят их в коллективе. Остальным же внимания уделяется меньше, а то оно и совсем отсутствует. Если ребенок лидер по натуре и стремится везде быть первым, имея на то основания — эрудицию, интересы и умения, то, попав к такой учительнице и оказавшись не в «любимчиках», малыш не сможет проявить своих лидерских качеств, потому что лидеры в классе сначала определяются учителем, а дети во всем доверяют только ему. Несправедливость учительницы по отношению к ребенку или ее нелицеприятные высказывания в его адрес, тем более, когда они делаются в присутствии всего класса, могут болезненно ранить малыша, ведь он еще не умеет критиковать взрослых и примет всю вину на себя. Кроме того, дети в этом возрасте будут относиться к своему однокласснику так, как относится учительница, поэтому его самооценка упадет, и это породит различные комплексы в будущем. Ребенок может «закрыться» и не исключены и невротические проблемы. Поэтому выбор учителя имеет огромное значение, ведь от того, как будут воспринимать ребенка, зависит его психологический комфорт и ощущение своего места в жизни, становление характера и успех в будущем.
|