Нечего на ЕГЭ пенять, коли школа криваРектор Филиппов ответил на вопросы ER.RU
10:15 МСК
Вокруг Единого Государственного Экзамена уже сломано не мало копий, подливают масло в огонь и участившиеся скандалы: многочисленные нарушения во время сдачи экзаменов, уличение учителей в коррупции и даже смертельные исходы школьников. Ректор РУДН Владимир Филиппов в ходе онлайн-конференции в социальной политической сети «Берлога» портала ER.RU ответил на вопросы об этой страшной для выпускников и их родителей аббревиатуре - ЕГЭ.
-
Владимир Михайлович, Вы считаете, что введение ЕГЭ принесло больше плюсов в систему образования? - ЕГЭ создавался для решения двух конкретных задач: Первая из них - создать механизм более объективной оценки полученных учащимися знаний в объёме полной средней школы. Если раньше учитель (школа) сам учил и сам принимал экзамен, то он фактически оценивал и свою работу, что противоречит здравому смыслу - кто же сам себя будет плохо оценивать?
И вторая задача - создать механизм более объективного доступа к высшему образованию для детей из отдалённых регионов РФ, из сельской местности. При прежней системе надо было ехать издалека в конкретный вуз и пробовать там сдать вступительные экзамены. А как пробовать? При каждом вузе были свои репетиторы, платные курсы, договорные школы, целевой приём, уже не говоря про блат при поступлении. ЕГЭ позволяет теперь уже не столько вузу отбирать студентов - вузы "гоняются" за хорошими студентами. Сейчас выпускники с высокими баллами по ЕГЭ сами выбирают вуз, в который они хотят поступить - и все это несомненно плюсы.
-
Когда вводили ЕГЭ, говорили, что это значительно снизит уровень коррупции и даст всем равные шансы при поступлении. Однако, недавние скандалы с подлогом, заменой или помощью учителями выпускникам говорит о том, что коррупция если не выросла, то осталась на прежнем уровне. Что Вы думаете по этому поводу? - Борьба с коррупцией не была среди главных целей ЕГЭ. Борьба с коррупцией в разных сферах общественной жизни, в т.ч. и в образовании - это дело силовых структур. Если прежняя система образования, без ЕГЭ, привела к тому, что уже и учителя занялись коррупцией на ЕГЭ, значит, что в этой прежней системе надо было что-то коренным образом менять. И главное - надо было перестать врать на выпускных экзаменах в школе, где оценки выставляли субъективно, и потому вузы их не признавали, и на вступительных экзаменах в вузах, где почти 100 лет реализовывался принцип "как не порадеть родному человечку". А касаемо скандалов, отвечу - наконец-то! Наконец общество озаботилось тем, что учителя помогают ученикам при сдаче выпускных экзаменов в каких-то 10 или 100 школах страны. А то, что раньше, при 65 тысячах школ в стране, учителя и директора школ субъективно влияли на сдачу выпускных экзаменов (блат детям начальства, многочисленные медали), а мы в вузах потому и не признавали эти результаты - это никого не волновало десятилетиями! Это очень хорошо, что механизм ЕГЭ за счёт его объективности и гласности вскрывает эти нарывы. Но как мы знаем, в абсолютном большинстве из 65 тысяч школ страны ЕГЭ сдаётся объективно, так что теперь результатов ЕГЭ с опасением ожидают не только ученики и их родители, но и учителя и директора школ.
-
В последнее время участились случаи суицида среди выпускников школ, которые не смогли сдать ЕГЭ. Как Вы это прокомментируете? - Каждый такой случай надо ещё расследовать и расследовать. Но причем здесь ЕГЭ? В вузах ежегодно сотни студенток прибегают к попыткам суицида из-за несчастной любви, в т.ч. и в РУДН есть случаи чуть ли не каждый семестр. Нам что - отменить любовь?
-
Упало ли качество знаний студентов поступивших в Ваш ВУЗ по результатам ЕГЭ? Есть ли какая-то статистика? - Все последние 8 лет, во многих вузах страны проводятся оценка знаний студентов, поступивших как по ЕГЭ, так и через вступительные экзамены в вузы или олимпиады. Статистика отчисленных по итогам сессий показывает, что среди поступивших по ЕГЭ отчисленных не больше, чем поступивших при помощи других механизмов. Более того, анализ показывает, что даже среди поступивших по итогам вузовских олимпиад, отчисленных не меньше. В РУДН за последние 8 лет не выявлено никакого аномального снижения уровня знаний студентов, поступивших по итогам ЕГЭ, по сравнению с теми, кто поступал через вступительные экзамены.
- В РУДН можно поступить путем сдачи вступительных испытаний? - Сегодня в РУДН на любую из наших 66 специальностей можно поступить только на основе сдачи ЕГЭ. См сайт РУДН
www.rudn.ru -
Вопрос о минимальном количестве баллов (МКБ) ЕГЭ. Как он определяется? Почему этот балл можно рассчитать "после получения результатов сдачи экзаменов не менее чем от 80 % участников экзамена", а не до экзамена по оценке тестовых заданий? - На самом деле это связано с методологией тестовых заданий. Для пояснения, почему это нельзя сделать заранее, по составленным заданиям, можно привести пример, что в разные годы школьники (в классе, в данной школе, в регионе, в стране в целом) по-разному сдают экзамены и минимальный балл априорно (например, на все годы) установить нельзя.
- Сейчас появилось много учебных центров, которые готовят именно к успешной сдаче ЕГЭ, как вы к этому относитесь? - Во-первых, и без ЕГЭ многие годы были центры по подготовке к поступлению в вузы. Как правило, такие платные курсы при вузах готовили только в данный конкретный вуз. Сегодняшние центры по подготовке к ЕГЭ готовят детей к тому, как лучше сдать ЕГЭ, а уж в какие вузы дети направят итоги своих ЕГЭ, зависит от детей. Во-вторых, моя точка зрения, что при хороших школьных знаниях никакого специального натаскивания на ЕГЭ не нужно. Достаточно репетиции ЕГЭ в школе. Кстати, это же подтвердили студенты физтеха, отвечая на вопрос В.В. Путина "Сложно ли сдавать ЕГЭ?". Они сказали, что для них это совершенно элементарный экзамен. Таким образом, главное - это знание школьной программы. А ЕГЭ - это просто измеритель этих знаний, более объективный измеритель по сравнению с прежней системой более субъективных оценок знаний конкретными учителями школ или доцентами вузов.
-
Есть мнение, что тесты не могут адекватно оценивать знания школьников по гуманитарным дисциплинам. - Нет, не согласен. Во-первых, часть «А» теста с выбором одного ответа из заданных вариантов уже отменена. Во-вторых, теперь надо уже творчески отвечать самому по сути вопроса, без всякого теста. В-третьих, наверное, по гуманитарным наукам возможно введение каких-либо специальных компетенций, которые должны даваться школой, но не обязательно проверяться в рамках ЕГЭ. Но всё-таки в любой дисциплине и при освоении любого предмета есть некоторые основные знания (понятия, факты), которые могут быть проверены в рамках ЕГЭ.
- Как быть с ЕГЭ по истории, в связи с переоценкой исторических событий - порой в школе учителя сами не знают, как им преподносить то или иное событие, как же можно оценивать знания по ней виде теста? - Опять же именно по приведённым Вами причинам ЕГЭ по истории крайне необходим. Если сохранить без ЕГЭ прежнюю форму сдачи выпускного экзамена и приёма вступительного экзамена по истории, то есть устно, то как раз субъективный фактор отношения педагога к конкретным историческим фактам может сказаться на оценке знаний учащегося или абитуриента. В системе ЕГЭ, когда задание по истории создаются общероссийской комиссией профессионалов, в которую входят десятки историков-педагогов из вузов, из школ, из Российской академии образования, из академических институтов, эта система позволяет более объективно оценивать знания выпускников школ по конкретным историческим фактам и событиям. А уж личное отношение к этим фактам и событиям при механизме ЕГЭ просто исключается.
- Может вообще стоит отменить вступительные экзамены? Это снимет психологическую нагрузку с абитуриентов, а вопрос желания получения знания проявится уже на первой сессии. - Действительно, системы свободного поступления в университеты для всех выпускников, получивших полное (12-13-летнее) школьное образование существуют в ряде стран, например, во Франции и Германии. Но, во-первых, выпускные экзамены в полном школьном образовании Германии и Франции проводятся по системе, аналогичной ЕГЭ. Во-вторых, при таком свободном поступлении в университеты после 2 лет обучения (после 4 сессий) из университетов отчисляется около 40% студентов. Таким образом, государство потратило лишние средства на обучение этих отчисленных студентов, да и сами студенты потеряли 1-2 года своей жизни. Как говорят в таких случаях об этих опытах: "А оно нам надо?"
- Вы упомянули двенадцатилетнюю систему образования, как Вы считаете, необходимо ли российские школы перевести на двенадцатилетку? -Я убеждён, что это необходимо. Не случайно ранее уже стоял вопрос о колоссальной перегрузке детей в школе, о нехватке времени на воспитание детей и их здоровье. 12-летняя структура школы с обязательной старшей 2-3-летней профильной школой позволит разгрузить содержание образования в 1-9 классах (выделив больше времени на физическую культуру и личностное развитие ребёнка), и обеспечить более качественную подготовку детей к обучению в вузах, в т.ч. к сдаче ЕГЭ без всяких репетиторов и платных курсов. Наверное, не случайно более 80% стран мира используют именно 12-13-летнее школьное образование.
-
Вы не считаете, что ЕГЭ сводит на нет сам процесс обучения, что погоня за умением хорошо решать тесты выхолащивает глубину знаний школьников? - Поскольку систему, аналогичную ЕГЭ, используют около 80 % стран мира, и в т.ч. все ведущие страны, их опыт показывает, что ЕГЭ позволяет объективно отбирать наиболее знающих школьную программу учеников. По крайней мере, в Англии, США, Франции, Германии, где аналоги ЕГЭ действуют десятилетиями, системы высшего образования не хуже, чем в России, и люди там живут не хуже, чем в России.
ЕГЭ - это только более объективный измеритель знаний. И перефразируя известную фразу: нечего на ЕГЭ пенять, коли школа крива... Как раз именно ЕГЭ и обнажил проблемы современного образования. Но, к сожалению, система образования, подчеркиваю - в любой стране, крайне инерционна и её модернизация требует колоссальных ресурсов государства и общества. Например, в российскую систему образования ежедневно на учёбу или на работу приходят более 30 млн чел. Сравните, с российской армией, где всего-то около 1,5 млн. чел. А кроме того, эта модернизация требует и нового учителя, который способен работать в условиях открытого общества, демократии, с использованием новых информационных технологий.
взяла отсюда