Напишу для тех, кто сегодня готовится в первые классы...У меня старший сын первые два года проучился по системе "Школа-2000" ( это по математике -учебники Петерсона, по чтению- учебники Бунеева)...В середине второго класса мы перевелись в школу по месту жительства, т.к. ребенку тяжело было ездить одному далеко в школу, а провожать-встречать было некому. В школе по месту жительства детишки учились по системе Занкова.Мы проучились по системе Занкова до конца 4го класса..
Теперь о плюсах-минусах...Учебник Петерсона рассчитан на развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления у ребенка...А так как логика у ребенка и у взрослого немного разная, то родители очень часто сталкиваются со сложностями в выполнении домашнего задания, когда пытаются помочь своим деткам с позиции своего "технического" вузовского образования. Нам учитель в первом классе сразу предупредила, что не надо решать задачки вместе с детьми... В классе разбирают подобную задачу, потом задают на дом. Если ребенок успел уловить логику, то значит сможет решить дом.задание сам, а родители его только в заблуждение вводят..
Но...легко сказать, гораздо сложнее объяснить прежде всего самому себе, что у твоего ребенка совершенно не работает логическое мышление, и он уже в который раз идёт в школу с невыполненным домашним заданием.
Тут либо ошибка учителя, либо ребенок не тянет программу Петерсона.
Чаще всего всё-таки бывает ошибка учителя. Потому что сейчас многие школы сами просто выбирают эти учебники и пытаются сами разобраться в них, при этом совершенно не зная самой методики Петерсона...Нам повезло, т.к. 8 лет тому назад, программа "Школа-2000" или "Школа-21" только начинала вводится, и школы, которые не прошли обучение этой программе, не имели право заниматься по этой методике. Т.е. наших учителей постоянно отправляли на специальные курсы, где они прежде всего сами обучались этой программе...Я знаю, что постоянно приезжали из Москвы..."Самоучек" в 96 гимназии не было. Может поэтому у моего ребенка никогда не было проблем с математикой, все уроки он делал самостоятельно и математику очень любил...Проблемы были у моей подруги с сыном, учительница которых вдруг решила во втором классе взять учебник Петерсона по математике, благо сейчас купить учебник не проблема.
Правда у нас были проблемы с Бунеевскими учебниками по чтению...Там такие жуткие рассказы каких-то совершенно неизвестных зарубежных авторов, что складывалось впечатление, что этот весь учебник переводили, причём очень в грубой форме, с анг.языка.
У меня ребенок постоянно задавал вопросы про героев, а я иногда даже не знала, что ответить...Наших авторов в этих учебниках практически не было ни одного...Я уж молчу о детских сказках всем знакомых нам...Вобщем логику построения произведений понять очень сложно...Воспитательный момент вообще отсутствует...Тексты сложные для чтения первоклашек, даже таких, которые пришли в первый класс уже с беглым чтением...У нас детей отбирали только тех, кто уже бегло читал..
Теперь про систему Занкова. Лично мне эта система понравилась гораздо больше предыдущей... Суть системы такова, что госпожа Занкова строит обучение детей, как в старой советской школе от простого к сложному, что позволяет усвоить материал практически всем деткам, как слабым, так и сильным. А самое главное её достижение в том, что это обучение с ОПЕРЕЖЕНИЕМ. Дети в начальной школе знакомятся с основными понятиями, в общих чертах ( т.е. простое), с которыми они потом будут встречатся в старших классах (сложное), и изучать это потом уже углубленно...Учебник по естествознанию содержал знакомство детей с началом географии, биологии,химии, физики, астрономии и т.д. Занкова считает, что ребенок не знакомится как-то вдруг неожиданно в 8 классе с явлениями физики, например...Он сталкивается с этими явлениями в жизни постоянно и требует какого-то объяснения, хотя бы на примитивном уровне...
Очень понравился учебник "Литературное чтение" Чураковой, который построен исключительно на произведениях наших отечественных писателей и поэтов. К тому же в конце всех учебников имелись приложения из картинок, отражающих картины мира самых популярных художников. Тут были и Сальвадор Дали и наш Василий Васнецов и т.д. Конечно это не сами подлинные картины. Но дети по крайней мере имели возможность представить себе ( в уменьшенной копии), как выглядят известные всему миру картины прославленных авторов...Поэтому критика выше мне не совсем понятна.
Я считаю, что пусть лучше дети имеют возможность видеть "никакого" Врубеля, чем не увидеть его вообще.
Должна заметить, что наша учительница, которая работала по системе Занкова, два раза ездила в Москву на обучающий семинар к самой Занковой, у неё были соответсвующие подтверждающие документы, что она успешно прошла обучение этой методике. Кроме того, она постоянно поддерживала связь с самой занковой и постоянно звонила ей в Москву, как только у неё возникали какие-то сомнения в правильности объяснения материала и преподавания...Т.е., я хочу сказать, что она тоже была не "самоучка"...
Какие плюсы я вижу в том, что мой ребенок отучился в начальной школе по системе Занковой? Плюс один и самый большой - ребенок с легкостью прошел АДАПТАЦИЮ в среднем звене, когда дети приходят с начальной школы в 5 класс... К тому же у нас это совпало с тем, что нам снова ( в связи с перездом на новое место жительство) пришлось сменить школу, и мы попали в гимназический класс 102 гимназии...В отличие от своих одноклассников мой сын был уже знаком со многими понятиями, с которыми знакомились его одноклассники впервые...Поэтому у нас не было резкого снижения успеваемости в 5 классе, и вообще мы его пережили очень легко...
Какие есть минусы в системе Занкова? Минусы прежде всего для учителей...Тяжело работать с этими детьми в 5 классе..Хорошо мой сын ушел из этого класса...И у себя в классе он был один такой "умный", а что делать учителю, когда таких "умных" -целый класс?
Надо перекраивать программу под этих детей. Давать им больше дополнительных заданий, чтобы им было не скучно в 5 классе...
К сожалению, система Занкова предусматривает обучение с опережением только в начальной школе...У них были попытки создать учебники по русскому языку для 5-6 классов, но они сильно отличаются от традиционнных программ, а с учётом того, что у нас в Татарстане и без того большая нехватка часов по русскому языку, т.к. свободные часы отдали тат.языку, то работа по учебникам Занковой в 5-6 классах оказалась чреватой невыполнением программы по русскому языку. Вобщем для нашего региона её программа для среднего звена не адаптирована.Каких-то других "страшных" минусов этой программы я для себя больше не увидела. Плюс - это программа значительно расширила кругозор моего сына.
Желаю всем будущим первоклашкам удачи!