небольшое лирическое отступление...
недавно наткнулась на преинтереснейший блог,там статьи про исторические костюмы (преимущественно,славянская Русь) и головные уборы...
так читала запоем, столько интересного!
Касаемо длинных волос и головного убора. У "девок" были головные уборы такие,при которых волосы было видно очень хорошо (типа ленты через лоб с висюльками) - что б потенциальные женихи могли оценить по волосу здоровье и красу - девичью косу...
Перед венчанием косу разделяли на две, с того момента никто не должен был видеть волосы. И головной убор замужней женщины закрывал волосы со всех сторон от взглядов чужих . В волосах женская сила хранилась, ее надо беречь только для семьи
нельзя распускать волосы на людях,т.к. женщина - берегиня мужа и детей. Очень трепетно следили за этим (не дай Бог выйти с непокрытой головой! - отсюда и выражение - опростоволосилась... едва ли не самый страшный грех был...) В древности женщины распускали косы лишь в бане или с мужем в опред. моменты
щас поищу...
Цитата:
Если девушка могла носить волосы
распущенными или заплетенными в одну косу, то замужняя женщина должна была заплетать их в две косы и укладывать их на затылке в узел и не показываться с непокрытой головой. Она должна была тщательно скрывать все до единого волоска. По окончании духовного обряда, новобрачной заплетали волосы и надевали шапку. В XIX столетии в первый день свадьбы
невеста была в фате, а на второй день на уложенные на затылке волосы надевался колпак,
который ей обычно дарила свекровь Цитата:
Любопытно, что обычай носить с детства на лбу плотную повязку ("чёлку", от "чело" - лоб) навсегда отучал девушку от лишней мимики — вскидывания бровей, привычки морщить лоб, которые могли испортить его гладкость. Даже дома, не на людях, девушки стягивали чело широкой льняной лентой. Она и предохраняла глаза от струящегося пота (если было жарко), и могла с успехом выполнить роль компрессной маски, если пропитывалась растительным (чаще всего льняным или конопляным) маслом, сывороткой из-под простокваши, отварами полевой ромашки, мяты, лопуха, крапивы
Цитата:
Ритуал смены головного убора — с девичьего на женский («окручивание») — был центральным моментом свадебных торжеств — и в семье «простеца», и в с зажиточном доме. От этого ритуала, кстати говоря, пошло и выражение «окрутить девку» — то есть заставить ее выйти за себя замуж. В слове, обозначающем ритуал, заложено описание действия с девичьими волосами: вместо одной косы (символа девичества) их заплетали в две (символ замужней жизни), которые и укладывали в круг, «окручивали» вокруг головы, чтобы покрыть сверху легким тонким платком, концы которого обвязывались вокруг шеи — «выи», отчего и головной убор мужатицы именовался повоем. Иногда повой покрывал небольшую шапочку или, наоборот, высокий кокошник и накидывался поверх него.
Этнографы считают, что в основе ритуала окручивания лежало древнее поверье о магической силе женских волос. Не случайно женские волосы (именно женские, а не юных девушек) всегда присутствовали в составе «чародеиных» смесей, готовившихся знахарками и ведуньями. Нередко колдуньи советовали тем «мужатицам», которым изменяли мужья, вкладывать комочек своих волос в подушку изменникам: это, по слухам, начисто отбивало у их супругов охоту ходить «налево». На древнерусских иконах вьющиеся волосы у женщин — обычный символ блудниц. Строки древнего заговора от сглаза гласили: «Спаси меня от колдуна, от девки кудреволосой и от бабы простоволосой». В отличие от своих западных коллег-католиков, часто изображавших вьющиеся волосы даже у Богородицы и святых, православные иконописцы, следовавшие своему правилу (канону), были твердо убеждены, что у целомудренной женщины не может быть прически, схожей с интимным, «срамным» местом. Волосы на голове и теле «мужатицы» позволялось видеть только ее «мужу и повелителю». Срывание головного убора с замужней женщины каралось штрафом, равным штрафу за обесчещение. Везде и повсюду замужняя женщина должна была появляться только с покрытой головой.