Продолжение
)) Это про нашу младшую
)
Все дети разные, это безусловно так! И нужды каждого различны, кто бы спорил
. Поэтому я не могу привести общие причины, по которым я забрала детей домой. У каждого эти причины разные, и поэтому я решила написать о каждом ребенке отдельно. Начну с младшей, с Маши.
Разница между младшими детьми у нас 2 года. Когда родилась Маша, Даник не испытывал никакой ревности, у него уже была старшая сестра, и для него появление еще одного члена семьи было естественным и нормальным. Он с удовольствием помогал мне, приносил памперсы и придерживал дверь, пока я выходила с коляской. Аня тоже не переживала так, как после рождения Дани, у них с Машей почти 9 лет разницы, и появление младшей сестры особенно не изменило ее положения в семье.
А Маша росла, как-то незаметно все проходило с ней. Старшие начали говорить поздно, я до двух лет не ждала особенно никаких слов, все же дети двуязычные, и опыт уже у меня был, я была уверена, что, в любом случае, ребенок научится говорить. Не нервничала абсолютно. И вот ребенку год и 7. Еще раз. Маше год и семь месяцев! Она подходит ко мне и говорит: "Мама, моно мутик помотлеть?" Гхм. Я в полном шоке. Спрашиваю: что ты сказала? Она мне: "Мутик моно помотлеть?" Я к детям: "Дети, что Маша сказала?" Они так преспокойно, как само собой разумеющееся: "Да мультик она хочет посмотреть, мам." Я: "Она что, у нас разговаривает????"
Не мать - ехидна!
Короче, выяснилось, что Маша наша уже говорит, а какое там у нее первое слово было - а кто его знает
)). Мда. Вот и росла Маша, разговаривала очень успешно. Но поскольку она не выговаривала букву Р, как-то никто ее всерьез не воспринимал. Да и младшая в семье...
Вот я стала Даника читать обучать. Ему 5, Маше нет еще трех. Я сидела за столом, Дане буквы показывала, а Маша - через стол свисала над нами, так, играла во что-то, периодически заглядывая в книгу. Совершенно молча. Ни разу не произнесла ни слова. И вот однажды я захожу в их комнату и вижу, что Маша держит книгу ВВЕРХ НОГАМИ и читает... Я думала, она просто знала, что за книга, и наизусть просто по картинкам повторяет. Я дала ей другую книгу. Она ее ПЕРЕВЕРНУЛА вверх ногами и продолжала читать. Хехе. Тут-то я и поняла, что наша хитрая Маша научилась читать, пока просто свисала над нами, пока я Даника учила
)).
Я дообъяснила сложные буквы - ъ и ь, - и Маша начала поглощать книги с огромной скоростью. Ей будто открылся совершенно иной мир, в который она начала уходить с головой. Ее речь стала абсолютно литературной, и если у нее мерзли пальцы, она говорила мне: "У меня озябли кисти рук". А когда она пришла к зубному, то потрясла врача фразой: "А Вы мне моляры или премоляры лечить будете?" В гостях она поразила хозяйку: "Можно я вот тут посижу и полюбуюсь яствами?"
Параллельно мы все пытались ее определить в сад. Для нас это было принципиально важно, поскольку язык общения у нас дома - русский, и на языке общества, в котором живем, мы практически не говорим дома. Для нас было и остается очень важным сохранить родной язык, чтобы дети наши могли общаться, читать и писать на родном языке. До 4х Маша была дома. В 4, наконец, мы получили место в саду. И что же? Маша продолжала проносить подпольно "Незнайку на Луне" и читать, пока остальные дети болтались по улице. Воспитатели очень на нее сердились, отнимали у нее книги и заставляли выходить во двор. Их можно понять! Если Машу не выпнуть на свежий воздух, она будет продолжать сидеть с книжкой в зубах до белых мух. Что же с языком? Маня честно ходила в сад. Вопросов, зачем ей это надо, она не задавала. Но говорить на местном языке напрочь отказывалась. Молчала, как партизан. Учитывая ее успехи в русском, я подозревала, что говорить она может, но не хочет. Однажды я спросила у нее: "Маш, что ты с девочками в садике не разговариваешь?" "Мам, ну о чем я с ними буду разговаривать??" - был ее ответ.
К ней приставили представителя Психолого-Педагогического Центра (ППЦ), как к неговорящему ребенку. Хехе. Она с удовольствием выполняла все задания, все понимала. Но говорить отказывалась. И тут этому педагогу - наконец! - пришла в голову гениальная мысль: дать Маше возможность читать, но вслух и на норвежском. Маша с радостью взялась за это дело. Она садилась в уголочке и читала детям в саду. Подозреваю, она при этом не все понимала, но читала она хорошо, и дети ее понимали. Так она начала и говорить. Потому что, прочитав предложения на норвежском, потом воспроизвести их ей ничего не стоило. Память хорошая, что еще нужно?
Так прошло полтора года. И вот Маше исполнилось 6. Пора идти в школу. Маша очень хотела там учиться. Все русские и советские книги о том, как замечательно учиться в школе, как здорово, что есть школьные друзья, а веселые школьные истории - это само собой! С огромным букетом и в красивам платье, в сопровождении родителей, брата, сестры и бабушки, Маша отправилась в первый класс. Гордая первоклассница! И вся семья пела ей: "Сестренка, Машка, теперь первоклашка, теперь ученица онаааа..."
Мда.
Дык о чем это я. О школе. Тут ведь, елки, выяснилось, что никто, кроме Маши, читать-то не умеет. И что поговорить-то толком не с кем и в школе. И что еще ГОД они будут учить песенки на каждую букву и научиться читать они не смогут еще аж до следующей осени! А в математике так и будут они ставить палочки и складывать в пределах десятка весь первый класс. Что Маше в школе было делать? Переводить ее на класс старше школа отказалась, потому что для этого нужно было из того самого "ППЦ" специалистов приглашать, проверять ее готовность психологическую ко второму классу. Может, они боялись, что и там она выбьется из общего уровня?
Ну а что она сама? Казалось бы, лафа! Сиди себе и радуйся, что в отличницы выбиваешься. Но, оказывается, любить математику и уметь читать в первом классе - это реальная социальная трагедия. На тебя криво смотрят дети, которым надоело, что ты всегда и все знаешь. Учитель опасается тебя спрашивать, потому что твои ответы полнее, чем нужно знать в начальной школе. И сколько можно букву "А" раскрашивать ребенку, который ее еще до трех лет спокойно в словах узнавал?
Учительница заставляла ее писать толстым карандашом, потому что здесь считается, что его легче держать начинающему писать ребенку. То, что Маша давно уже писала, пусть печатными буквами, держа правильно ручку и карандаш обычного размера, для нее аргументом не было. Она ДОЛЖНА БЫЛА быть КАК ВСЕ!
Последней "академической" каплей, переполнившей нашу чашу терпения был такой случай: в классе проводился месяц чтения. После прочтения каждой книжки ребенку нужно было вырезать из цветной бумаги кружочек и приклеить его со своим именем и названием книги на стену, так, чтобы получилась огромная гусеница. Конечно, остальным детям читали родители. Маша читала сама. С огромным энтуиазмом она записывала названия книг, а я рядом писала количество страниц в книге. Карлсон - 380 страниц. Пеппи длинный чулок - 250 страниц...
Закончился месяц. Учительница собрала все кружочки, посчитала. И сказала, что победителем в классном кункурсе чтения стала.... другая девочка. Я пришла в школу и спросила, почему так получилось. Учительница радостно мне сообщила, что у той девочки было больше кружочков, поэтому она выиграла. Я у нее поинтересовалась, читала ли та девочка сама, и какого размера были книги. Читала ей мама, книги были "малышовые" с картинками. Тогда я спросила, в курсе ли она, что Маша читала толстые книги без картинок совершенно самостоятельно. "В курсе,- был ответ.- Но КРУЖОЧКОВ-ТО БОЛЬШЕ!" Гхм еще раз. Так Маша "проиграла" конкурс по чтению
)).
И тут началась наша эпопея со здровьем. У Маши постоянно болел живот. Просто каждый день. То рези, то ныл живот. Мы обошли всех врачей. Делали ей анализы и отправляли ее на УЗИ. Ничего у ребенка не нашли. Подозревали аллергию. Перестали давать ей молочные продукты, мучные изделия. У нее также болела голова и начало дергаться веко. Два раза ее в больницу отправяли с подозрением на аппендицит. Ничего не нашли.
И тут произошел поворотный момент. Как мы решились на семейное обучение, я напишу в истории про Даню. НО! В течение недели, после того, как Маша начала учиться дома, у нее все перестало болеть. Понятно, иногда может и заболеть живот, кто спорит, но таких приступов, как были в школе, не было ни разу. Это "волшебное" излечение - безусловно результат перевода Маши на домашнее обучение. Ест она, кстати, все и с большим удовольствием.
))
И что же дальше?
Теперь Маша занимается дома (начиная с середины января первого года обучения). В русской школе она училась раньше в школе при посольстве, раз в неделю вечером. Там возможностей развития было побольше, и ей, в принципе, нравилось. Но все тянулось и тянулось, и ей там просто стало скучно. В начале третьего класса мы перешли на виртуальное обучение по программе русской школы. Там она за год сдала два года обучения, третий и четвертый класс, и теперь она в пятом.
По норвежской системе мы не торопимся особенно, она сейчас в 4м классе там. Она сдает экзамены за свой год, чтобы не связываться с ППЦ и не возбуждать излишний интерес к нашей персоне со стороны властей
. При этом она прочла все учебники за 4й еще во втором, сейчас Данины за 6й читает, а по биологии, которая ей особенно интересна, она читает учебник 12го класса (как еще на русский перевести местную систему? Как-нибудь более подробно об этом напишу).
Машин конек - биология. Ей ужасно нравится все, связанное с генетикой, с клетками, она читает про бактериофаги и строение человеческого тела. Ее любимое занятие - после чтения, конечно - это посидеть за микроскопом и понаблюдать за инфузориями туфельками (которых мы тут вырастили в банке
).
Кем она станет, сказать пока сложно, но мы поддерживаем в ней этот интерес, и надеемся, что он не угаснет, если все-таки она вернется в школу.