Приближался год, когда сыну пора идти в школу. Хотелось бы школу где воспитают гармоничного человека, который, получая аттестат зрелости, определит для себя жизненные цели, будет образованным, здоровым, жизнерадостным человеком. И стали мы искать. Знакомились с директорами и учителями. Не нашли. То ли плохо искали, то ли слишком высокие требования предъявляем.
Почитали закон об образовании. Оказывается (ст.10, ст.52), родители имеют право самостоятельно дать начальное и среднее образование ребенку. Достоинства семейного образования:
- Возможность для родителей формировать мировоззрение, ценности, правила поведения ребенка в течение школьных лет, участвовать в его жизни и быть в курсе его успехов и проблем.
- Возможность использовать индивидуальные особенности развития конкретного ребенка. Опыт семейного образования показывает (
http://www.familyeducation.ru ), что в форме семейного образования дети изучают материал быстрее, чем в школе.
Как мы планируем работать?
- Нравственность в воспитании. Некоторые родители и учителя отмечают элементы сексуальности в поведении детей начальной школы. Мы считаем, что это навязано свободным доступом детей к эротике в телепередачах, и в рекламе. Мы думаем, что если духовную жизнь ребенка наполнить изучением культуры и творчеством, в соответствии с его возрастом, показать образцы здоровых эмоциональных и социальных отношений между мужчиной и женщиной, то это спасёт от сексуальной распущенности рекламы и цинизма.
- Реализация принципов гуманистической педагогики, внимательного и индивидуального отношения к ребенку.
- Реализация идей разностороннего гармоничного образования ребенка с повышенным удельным весом дисциплин гуманитарного и эстетического направления. Развитие чувства языка (искусство речи), эстетическогое чувства, социального чувства.
- Углубленное изучение иностранных языков с первого класса (для использования возрастной способности подражания, которая в дальнейшем снижается).
- Непрерывное повышение квалификации родителя как учителя.
- Ориентация на состояние ребенка и ближайшие перспективы его развития. Главная цель – ребенок учится с интересом.
- «Переживание в обучении» - принцип единства обучения и воспитания.
- Принцип жизненной, практической направленности обучения. Теоретическое обучение постоянно связывается с окружающими жизненными реалиями. Выездные практики, например, для уроков окружающий мир, математика.
- Конечная цель – мировоззренческое, социальное и профессиональное свободное самоопределение каждого отдельного учащегося.
- Укрепление здоровья с помощью ритмической организации занятий. Ритмическое строение урока и учебного дня как гигиена труда школьника. Для того, чтобы выделить начало занятий, мы планируем начинать учебный день с декламации стихотворения, совмещаемую с движением. Такая разминка пробуждает тело и мысли.
- Изучение ремесел (работа с глиной, деревом, металлом, и др.)
- Часть предметов изучать блоками.
- Обучение музыке с первого класса как способ эмоционального развития.
- Изучение истории через литературные памятники, географические открытия, философию, религию того времени, которое изучается.
- Мы не планируем ловить ребенка на том, что он что-то не выучил, и планируем дать возможность проявить его возможности и учебные достижения.
Как мы будем оценивать результаты?
- Выполнение образовательного стандарта – это можно оценить;
- Косвенные результаты, в виде снижения количества приводов в милицию, разбитых окон, изуродованных подъездов дома – это оценить сложнее, но об этом мы тоже думаем.
Правовое основание.
"С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната". (Закон РФ "Об образовании", ст.10, п.1)
"Родители (законные представители) имеют право дать ребенку начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении". (Закон РФ "Об образовании", ст.52, п.4.)
Если Вы выбираете семейную форму среднего образования, то важно понимать
- Вся ответственность за результат лежит на родителях.
- Сотрудники учреждений и органов образования, в большинстве своем, не заинтересованы в семейном образовании, так как это для них лишняя работа. Придется Вам их убеждать в правильности и необходимости Вашего решения.
- Друзья и знакомые могут Вас не понять: «Как это так, не идти в школу?»
- Родители ребенка как правило работают для того, чтобы заработать деньги и обеспечить семью. При семейном образовании ребенка, как минимум одному из родителей потребуется много времени для образования своего ребенка.
- Придется вспомнить всё что учили в школе. Более того, для того, чтобы хорошо преподавать, полезно знать учебный материал намного глубже и шире.
В итоге,
- если Вы считаете себя грамотным, гармонично развитым человеком,
- если Ваш ребенок видит в Вас авторитет,
- если у Вас имеется время для образования ребенка,
- если Вы готовы к непредвиденным расходам, которые могут возникнуть при любом новом начинании,
то у Вас есть шансы дать образование ребенку в семье.
Мы для себя выбрали эту форму образования и планируем начать занятия с 1 сентября 2009 года по программе первого класса. Подробнее о нас можно узнать на нашем сайте familylearning.narod.ru